Now Reading
Пекин ответил на санкции пинком Литве: Китайский транзит потерян

Пекин ответил на санкции пинком Литве: Китайский транзит потерян

ЕС впервые ввёл санкции против Китая за более чем 30 лет: считается, что четыре китайских чиновника причастны к нарушениям прав человека в отношении уйгурского меньшинства в провинции Синьцзян.

В ответ на это Китай объявил ответные санкции против десяти политиков ЕС и четырёх институтов, в том числе против трёх литовских дипломатов и одного члена литовского Сейма — Довиле Шакалиене. Она, как один из основателей и лидеров Межпарламентского альянса по Китаю (международный межпартийный союз парламентариев из западных и прозападных стран), предложила альянсу разработать резолюцию о «геноциде уйгуров» и других этнических меньшинств в провинции Синьцзян.

В резолюции указывается, что Пекин совершает «акты геноцида» по Конвенции ООН:

– причинение серьезных физических или психических повреждений членам определённой группы;
– введение мер по контролю рождаемости группы людей.

Как заявил профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Николай Межевич, 220 тысяч евреев погибли на территории Литвы в годы Второй мировой войны, а Литва не признала геноцид евреев.

«Политическое руководство страны, которое прославляет убийц еврейского народа и при этом делает заявления о недостаточном соблюдении прав уйгуров в Китае, — это верх цинизма», — сказал эксперт. По его словам, сегодня в Литве у власти находятся «исключительно потомки тех людей, которые уничтожали евреев, цыган, своих сограждан — литовцев, иначе мыслящих, а также русских, белорусов».

Представитель министерства иностранных дел Китая Хуа Чуньин приравняла санкции ЕС к действиям европейского империализма в начале XX века.

«Никто не смеет обижать китайский народ», — заметила она, призывая европейцев больше сосредоточиться на внутренних проблемах.

Пекин не раз приглашал иностранных дипломатов посетить регион. Однако когда послы ЕС попросили о встрече с заключённым в тюрьму уйгурским активистом Ильхамом Тохти, которому Европарламент вручил премию Сахарова, запланированный визит был отменён.

«Они требуют встречи с одним преступником, осуждённым по законам Китая, — прокомментировал ситуацию посол Китая в ЕС Чжан Мин. — Это недопустимо, мне очень жаль».

Ещё в 2019 году Литва была одной из стран-членов ЕС (около половины), подписавших письмо главному комиссару ООН по правам человека с осуждением действий Пекина в Сянцзине. В 2020 году Служба госбезопасности Литвы в своём отчёте обвинила Пекин в стремлении к технологическому превосходству. Интересно, что документ появился в разгар пандемии коронавируса, после того как Вильнюс получил из КНР медицинские маски в виде гуманитарной помощи.

В феврале Литва отказалась покупать сканеры для досмотра багажа в аэропортах от китайской компании Nuctech. И вот теперь заявлено о выходе из проекта Китая со странами Восточной Европы 17+.

В феврале на онлайн-саммит проекта под председательством Си Цзиньпина литовское правительство делегировало лишь министра транспорта. Литву поддержали в снижении уровня представительства Болгария, Эстония, Латвия, Румыния и Словения, что сделало саммит нерезультативным. В Литве заговорили о смелости «прибалтийского убийцы гигантов».

Так, вице-президент Центра анализа европейской политики (CEPA) Эдвард Лукас написал в BNS, что «теперь другие страны следуют примеру Литвы».

«Бюрократам в Пекине стоит побеспокоиться о прибалтийском убийце гигантов», — заявил он. Однако эта прыть вряд ли будет поддержана в Брюсселе и в отдельных столицах Восточной Европы.

По итогам 2020 года Китай впервые стал главным торговым партнёром Евросоюза. Общий объём торговли ЕС с Китаем только в январе 2021 года составил €49,4 млрд, с США — €42,8 млрд.

Случай с застрявшим в Суэцком канале контейнеровозом поднял цены на морские перевозки, хотя и так они росли. В этой ситуации китайский проект железнодорожного и автомобильного сообщения с Европой резко увеличивает свою значимость. И этот транзит пойдёт через Россию, а вот, как он пойдёт дальше? Теперь ясно, что не через Литву.

А ведь в 2005 году в Клайпеде прошла конференция предпринимателей «Литва — транзитный потенциал Китая», где обсуждалась перевалка грузов через Россию в Северную и Западную Европу по Транссибирской магистрали, используя услуги Клайпедского морского порта.

В 2017 году на выставке TransRussia в Москве Литовские железные дороги подписали договор с Акционерноым обществом «Объединённая транспортно-логистическая компания — Евразийский железнодорожный альянс» (ОТЛК ЕРА), который организует перевозки грузов между Китаем и Западной Европой о начале этой работы.

«У Литвы есть хорошие шансы занять значительное место на транспортной карте будущего», — сказал Мантас Бартушка, генеральный директор Литовских железных дорог.

Теперь эти шансы стремятся к нулю.

Китайцы уже преодолели пандемию и расширяют своё глобальное влияние, в то время как европейцы и американцы вакцинируют по мере сил и возможностей, но число инфицированных коронавирусом стремительно растёт.

Китай на днях заключил инвестиционный контракт с Ираном, как указано в статье NYT, объёмом $400 млрд, которые Китай планирует в ближайшие 25 лет сделать в десятки отраслей Ирана, включая банковскую сферу, телекоммуникации, порты, железные дороги, здравоохранение и информационные технологии в обмен на поставки нефти со скидкой в цене.

Это выглядит как пощёчина ЕС и США и пинок Литве — «в гробу мы видели ваши санкции».

Получается, что Литва стала заложницей собственных политических амбиций и слепого следования указаниям Вашингтона. Народ Литвы вряд ли это одобрит.

По мнению Николая Межевича, Литва одновременно пытается поссориться с Минском, Москвой и Пекином, что может стоить литовской экономике «очень дорого, настолько дорого, что литовская экономика в перспективе это может просто и не пережить».

Елена Тимошкина