Now Reading
Берлин предлагает Вашингтону «водородную сделку» на Украине

Берлин предлагает Вашингтону «водородную сделку» на Украине


Правительство ФРГ предлагает администрации президента США Джо Байдена обменять дополнительную поддержку Украины со стороны Берлина на возможность достроить СП-2 без новых американских санкций, о чём канцлер Ангела Меркель объявит уже в пятницу, 19 марта, на экономическом форуме в Берлин

ФРГ предлагает США очередную сделку с целью оградить СП-2 от санкций

Правительство Германии в ходе переговоров с США о дальнейшей судьбе «Северного потока – 2» (СП-2) предложило «более решительную поддержку Украины», если Вашингтон откажется от новых санкций против участников проекта. Об этом в четверг, 18 марта, сообщила немецкая деловая газета Handelsblatt со ссылкой на источники в Кабмине ФРГ. В целом, как пишет издание, власти Германии ставят Украину в центр своего внимания по трём причинам.

Во-первых, экономический успех этой страны считается чрезвычайно важным для того, чтобы выдержать конфронтацию с Россией, в которой изображают Украину политически и экономически несостоятельной. Во-вторых, по мнению Берлина, Украина может помочь Европейскому союзу достичь амбициозной цели — избавиться от «грязной» тепловой энергетики к 2050 году. В Германии считают, что в среднесрочной перспективе Украина сможет поставлять в ЕС 7,5 гигаватт водорода (то есть почти пятую часть того количества водорода, которое должно быть произведено во всём ЕС к 2030 году — 40 гигаватт). А в-третьих, экономика Украины тесно связана с судьбой российско-немецкого газопровода «Северный поток – 2», потому правительство ФРГ предлагает администрации президента США Джо Байдена обменять дополнительную поддержку Украины со стороны Берлина на возможность достроить СП-2 без новых американских санкций.

Handelsblatt пишет, что канцлер ФРГ Ангела Меркель 19 марта на экономическом форуме в Берлине объявит о более активной работе немецких компаний на Украине. Также в форуме примут участие премьер-министр Украины Денис Шмыгаль и другие члены украинского правительства. По информации издания, первый пилотный проект по водороду в рамках форума уже согласован: он включает создание расщепляющего воду электролизера стоимостью 25 миллионов евро и мощностью 8,5 мегаватт. Помимо правительств двух стран, в проект вовлечены Siemens Energy и крупнейшая украинская энергетическая компания ДТЭК.

Завод по производству водорода планируют построить на базе металлургического комбината «Метинвест» в Мариуполе. Частично водород там будет использоваться для производства стали с низким уровнем выбросов. «Метинвест», как и ДТЭК, принадлежит олигарху Ринату Ахметову. «Крупные водородные проекты не могут быть начаты без политической поддержки и субсидий», — сказал Handelsblatt генеральный директор ДТЭК Максим Тимченко. Очевидно, что речь идёт о немецких субсидиях, поскольку у киевских властей таких денег просто нет.

Стоит отметить, что это не первая сделка, которую Берлин предлагает Вашингтону в обмен на возможность достроить и запустить СП-2 без введения новых американских санкций. Так, в августе 2020 года министр финансов ФРГ Олаф Шольц направил главе Минфина США Стивену Мнучину письмо, в котором выразил готовность немецких властей вложить до 1 миллиарда евро в строительство в Германии двух терминалов по приёму американского сжиженного природного газа. «В ответ США разрешат беспрепятственное завершение и эксплуатацию «Северного потока – 2″», — говорилось в письме. Однако администрация Дональда Трампа от этого предложения отказалась.

«Северный поток – 2» поставил Джо Байдена перед дилеммой

Администрация США рассматривает дополнительные санкции, чтобы заблокировать строительство почти завершённого газопровода «Северный поток – 2», сообщило 18 марта американское агентство Bloomberg со ссылкой на три информированных источника. Агентство сообщает, что в санкционный список может быть «потенциально включена» швейцарская Nord Stream 2 AG — компания, созданная для управления газопроводом. Санкции также могут быть применены к страховой компании, которая работает с судами — укладчиками труб в Балтийском море, и другим компаниям, предоставляющим проекту материалы и услуги.

При этом в тот же день госсекретарь США Энтони Блинкен потребовал от компаний, участвующих в проекте СП-2, прекратить работу. «Госдепартамент повторяет предупреждение, что любая организация, которая задействована в трубопроводе «Северный поток – 2», рискует оказаться под санкциями США», — говорится в заявлении Блинкена, опубликованном на сайте Госдепа. «Как заявлял президент США, «Северный поток – 2» — это плохая сделка для Германии, Украины и для наших союзников и партнёров в Центральной и Восточной Европе», — добавил Блинкен. По его словам, СП-2, согласно оценке США, следует считать «геополитическим проектом России, нацеленным на то, чтобы разделить Европу и ослабить европейскую энергетическую безопасность».

Однако, по мнению источников американской редакции портала Politico, администрация Джо Байдена попала в затруднительное положение из-за желания ввести санкции против российско-немецкого газопровода «Северный поток – 2». Американский лидер оказался в деликатной дипломатической ситуации из-за новых санкций, которые, по информации собеседника портала, действительно готовят в Вашингтоне. Байден хочет одновременно как остановить постройку СП-2, так и укрепить отношения с Германией, которая выступает за завершение реализации проекта. «Мы находимся между двух огней», — сказал один из собеседников издания из Белого дома. Помимо этого, на администрацию оказывают давление обе партии Конгресса, требующие от неё конкретных действий. Судя по всему, именно этим давлением и вызвано упомянутое выше резкое заявление Блинкена.

При этом 16 марта американское агентство Reuters со ссылкой на европейских дипломатов сообщило, что Германия хочет выиграть время в переговорах с Соединёнными Штатами по теме «Северного потока – 2», чтобы добиться завершения проекта. По оценкам аналитиков, строительство газопровода могут завершить к сентябрю, и в Берлине считают, что после его запуска ситуация будет выглядеть для Вашингтона иначе, а риторика американских политиков изменится на более прагматичную. «Берлин рассчитывает, что лучшая стратегия — поставить Соединённые Штаты перед фактом, что проект уже готов», — говорится в материале Reuters.

«Фортуна» прошла треть датского участка газопровода

Пока между Берлином и Вашингтоном продолжается «война нервов» вокруг «Северного потока – 2», его достройка продолжается высокими темпами. Так, по состоянию на 17 марта российская трубоукладочная баржа «Фортуна» уложила около 17 из 49 километров одной нитки СП-2 в датской экономической зоне. По данным навигационного портала Marinetraffic, за последние сутки судно прошло более 1 100 метров. Такую скорость баржа смогла развить при благоприятной погоде. «Фортуна» ведёт работы с 6 февраля, однако неоднократно вынуждена была простаивать из-за штормов, последний раз это случилось с 11 по 14 марта.

«Фортуна» работает на нитке В, ей осталось достроить 32 километра в датских водах и ещё 13,9 километра в немецких. Что касается нитки А с более протяжённым недостроенным участком — около 80 километров, то её строительство планируется возобновить в ближайшие недели. Судно-трубоукладчик «Академик Черский» по плану должно присоединиться к строительству в водах Дании до конца текущего месяца, сообщили в Датском энергетическом агентстве (DEA). «Планируется, что укладка труб возобновится в конце марта и продлится в период до конца третьего квартала 2021 года», — уточнил датский регулятор. Ныне «Академик Черский» находится вблизи Калининграда, где проходит ходовые и предэксплуатационные испытания.

При этом достройка СП-2 вызывает неприкрытый интерес у военных стран НАТО. Так, 17 марта патрульное судно «Диана» (P520) Королевских ВМС Дании подошло на максимально разрешённое расстояние к российским судам в полторы мили, которые для создания охранной зоны работ установило Датское морское ведомство, и провело осмотр судов и строительства проекта с близкого расстояния. А 16 марта самолёт-разведчик шведских ВВС Gulfstream IV GIV-SP летал примерно в 40 километрах от трубоукладчика «Академик Черский» по очереди со стратегическим разведывательным самолётом Rivet Joint Королевских ВВС Великобритании.

Этот авиаразведчик также частый гость у берегов Калининграда. 23 и 25 февраля он совершил полёты к датскому острову Борнхольм и кружил к юго-западу от него, неподалёку от места работ баржи «Фортуна». При этом власти Дании, Швеции и Великобритании не подтвердили сделанные в феврале 2021-го заявления пресс-службы внешней разведки Украины о том, что суда снабжения, работающие на достройке СП-2, будто бы не придерживаются утверждённого маршрута при переходе из немецкого порта Мукран к месту проведения работ в водах Дании.

Украинские разведчики тогда также сообщили, что в Москве хотят как можно быстрее завершить достройку СП-2, приурочив это ко Дню России — 12 июня. При этом в «Газпроме» неоднократно призывали не заострять внимания на сроках завершения строительства, точных дат которого нет, так как важен сам запуск проекта. Однако у российского газового монополиста явно есть планы на использование СП-2 уже в этом году.

В частности, на минувшей неделе «Газпром» сообщил, что газовый рынок Европы летом будет работать в режиме «зелёной зимы», в подземные хранилища газа (ПХГ) нужно будет закачать минимум в 1,5 раза больше голубого топлива, чем летом 2020 года. По информации Gas Infrastructure Europe, объёмы газа в ПХГ Италии снизились до 39%, Австрии — до 33%, Германии и Нидерландов — до 27%, а Франции — до 18%. Общие запасы газа в подземных хранилищах Европы составляют 33%, это минимальное значение с апреля 2018 года, когда они были заполнены на 18%, и причиной являются аномальные холода.

Как написал российский публицист Дмитрий Лекух в колонке для издания RUPOSTERS, «Газпрому» этим летом придётся качать газ через все доступные маршруты в предельно авральном режиме, заполняя европейские ПХГ. При этом ни «Газпром», ни, что самое главное, его европейские партнёры просто не видят никаких перспектив в украинском маршруте по целой совокупности причин, главная из которых — техническая. В частности, украинская ГТС ещё десять лет назад была подвержена «сквозной коррозии» и требовала модернизации стоимостью более 4,5 миллиарда евро. «Если в текущем году украинская ГТС ещё способна прокачать какие-то дополнительные объёмы российского энергетического сырья, то уже в самой ближайшей исторической перспективе — вряд ли», — отмечает Лекух.