Now Reading
Прибалтика могла стать центром торговли Запад – Восток, но из-за своей политики оказалась на задворках Европы

Прибалтика могла стать центром торговли Запад – Восток, но из-за своей политики оказалась на задворках Европы

На протяжении всей своей истории прибалтийские республики имели массу преимуществ за счет своего географического положения. Выход в Балтику и удобные морские гавани способствовали торговле – через эти места торговые пути из Азии, России в Европу и обратно и прибалты всегда этим очень умело пользовались.

Когда распадался Советский Союз, будущее прибалтийских республик рисовалось безоблачным и беззаботным. Точнее таким латышам, литовцам и эстонцам его рисовали европейские менеджеры по эффективному вхождению в Европу.

Европейцы нарисовали прибалтийским республикам следующую схему: советская экономика громоздкая, не эффективная и никому не нужная. Она не пригодится, а вот транспортная составляющая, дороги автомобильные и железные должны стать основой экономики и центром торговли Азии с Европой.

Прибалтика могла стать центром торговли Запад – Восток, но из-за своей политики оказалась на задворках Европы

Тогда в Европе бытовало мнение, что России также осталось немного и пройдет еще пара-тройка лет и начнет распадаться на составляющие части и превратится в сырьевой придаток Европы и всего цивилизованного мира.

А вывозить все эти богатства планировалось через порты Прибалтики – Клайпеда (Литва), Вентспилс, Лиепая, Рига (Латвия), Таллинн (Эстония).

В принципе, европейские менеджеры были недалеки от истины – в 90-е и начале 2000-х годов через Прибалтику шли десятки миллионов тонн нефти, угля, руды и другого сырья.

Самое интересное, что в этой схеме вывоза сырья Россия сама Россия и платила Прибалтийским республикам за транзит, причем немалые деньги.

Европейцы придумали идеальную схему – Россия платила за то, что ее грабили своими же деньгами. И кому платила – Прибалтике.

Прибалтика могла стать центром торговли Запад – Восток, но из-за своей политики оказалась на задворках Европы

Литва, Латвия, Эстония буквально купались в российских транзитных деньгах.

Так бы и дальше все это продолжалось, но сгубила прибалтийские республики их заносчивость и высокомерие по отношению к России. И ощущение собственной исключительности – ведь за Прибалтикой теперь была вся Европа, США и НАТО. Поэтому и позволяли себе антироссийскую политику, были уверены, что их всегда поддержат и защитят.

Но санкции 2014 года перечеркнули многое. Прибалтийские республики поддержали санкции против России и… тем самым подписали приговор своему транзиту и безбедному существованию.

Не сразу, но в течение нескольких лет Россия успела построить на Балтике сразу несколько своих портов – Усть-Луга, Приморск и Высоцк.

С 2018 года грузопоток через российские порты уже начал превосходить то, что перевозили через порты Прибалтики. В следующие два года грузопоток вырос еще больше и все закончилось тем, что Латвия потеряла весь российский уголь, а грузооборот порта Усть-Луга достиг 100 миллионов тонн. Для сравнения – грузооборот самого загруженного прибалтийского порта Клайпеды более чем в два раза меньше – чуть более 44 млн. тонн.

Сегодня перспективы всех прибалтийских портов плачевны – грузооборот падает катастрофически быстро и теперь вместо мечты стать центром торговли между Западом и Азией, вся Прибалтика оказывается на задворках Европы ,теперь весь грузопоток пойдет мимо нее.

Прибалтика могла стать центром торговли Запад – Восток, но из-за своей политики оказалась на задворках Европы