Now Reading
Чубайс хочет устроить в России холодную смерть Техаса

Чубайс хочет устроить в России холодную смерть Техаса

Мы привыкли к тому, что о необходимости развития «зелёных» источников электроэнергии постоянно говорят на Западе. Однако в России тоже объявился их последователь. Это всем известный Анатолий Чубайс, который внезапно решил повысить тарифы на электроэнергию ради строительства солнечных и ветряных электростанций.

Каждый проект, реализуемый одним из наиболее известных «реформаторов» 1990-х годов Анатолием Чубайсом, неминуемо приводит к катастрофичным для России последствиям. Так было с приватизационными реформами, расчленением РАО «ЕЭС», проектами Роснано и т. д. Теперь Чубайс взялся за «зелёную» энергетику, став самым активным лоббистом этой темы в России.

В конце 2018 года экс-глава Роснано возглавил Ассоциацию развития возобновляемых источников энергетики (ВИЭ). Словив коллективное помешательство Запада, Чубайс принялся строить ветряные и солнечные электростанции в России.

Следует отметить то упорство и настойчивость, с которыми бывший младореформатор подошёл к делу. Чубайс решил заниматься всем: притащил на российский рынок иностранные компании (Fortum, Vestas), приступил к строительству ветропарка в Ростовской области, стал лоббировать принятие законодательства о мерах поддержки возобновляемой энергетики.

Во всех этих историях бросается в глаза один факт:

Чубайс отстаивает интересы производителей энергии, не принимая во внимание интересы потребителей.

Согласно действующему законодательству, прибыль инвесторов в ВИЭ должна составлять не менее 12% годовых. Разумеется, ни одна солнечная или ветряная электростанция не может обеспечить подобное значение. Поэтому было решено субсидировать данные объекты за счёт надбавки на тарифы для конечных потребителей. А таковыми в России являются в первую очередь промышленники.

Естественным преимуществом нашей страны является огромное количество полезных ископаемых. В отличие от большинства других государств, нам нет необходимости закупать энергоресурсы, тратя на это десятки миллиардов долларов.

Дешевая генерация способна обеспечить российской промышленности конкурентное преимущество на внешнем рынке, существенно снижая уровень себестоимости продукции. При этом речь идёт не только о нефти и газе. Тот же Росатом является мировым лидером в сфере атомной энергетики, которая в ряде случаев даже более дешёвая, чем производство электричества на газовой ТЭЦ.

Однако несмотря на все эти факты, Анатолий Чубайс решил зачем-то развивать альтернативную энергетику. Все аргументы, касающиеся необходимости заботы об окружающей среде, не могут быть приняты. Газовые и атомные электростанции являются более чем экологичными видами генерации. Помимо этого, их работа стабильна и предсказуема, в отличие от ВИЭ, которые прямо зависят от природных условий. Ярким примером служит нынешняя ситуация в США и Европе, где аномально холодная зима остановила работу ветряков, покрывшихся ледяной коркой.

Помимо того что Чубайс для строительства ВИЭ хочет увеличить нагрузку на конечных потребителей, экс-глава Роснано решил использовать пенсионные деньги для «зелёных» проектов. Сразу же после того как Чубайс возглавил профильную ассоциацию, он принялся лоббировать разрешение для негосударственных пенсионных фондов (НПФ) вкладывать деньги в солнечные и ветряные электростанции. Учитывая тот факт, что Чубайс является близким другом главы ВЭБа Игоря Шувалова, можно представить, сколько миллиардов было бы спущено в бездонную бочку «зелёной» генерации, ведь под управлением ВЭБа находятся пенсионные накопления практически 40 миллионов граждан России.

Впрочем, подобные грандиозные планы Чубайса реализованы не были. Более того, правительство Мишустина – Белоусова сократило на 30% объём поддержки ВИЭ до 2035 года. Если ранее на эти цели предполагалось направить 437 млрд рублей, то теперь данное значение упало до 306 млрд. Объяснение своему решению правительство даёт весьма здравое: сокращение объёма поддержки обусловлено необходимостью сдерживания цен на электроэнергию в пределах инфляции.

Разумеется, полностью отказываться от «зелёной» энергетики нельзя. Мы видим массовое помешательство на этой теме западных стран. Например, в Германии доля ВИЭ в общей выработке электроэнергии уже равна 34%. И это значение будет только расти. Впрочем, частично, применительно к Германии, это можно обосновать тем, что Берлин ежегодно тратит десятки миллиардов долларов на закупку углеводородов. Даже если стоимость электричества, а она в Германии самая дорогая в мире – 0,34 евро за кВт*ч, будет высокой, немецкая экономика всё равно получит хорошие дивиденды. Во-первых, эти самые миллиарды продолжат обращаться внутри страны, что повысит покупательскую способность населения и приведёт к росту налогооблагаемой базы. Во-вторых, ВИЭ будут основаны на базе немецкого оборудования, что также приведёт к росту промпроизводства.

В России подобное невозможно. Мы являемся экспортёрами, а не импортёрами энергоресурсов. Более того, производство оборудования для российских ветряных и солнечных электростанций пусть и локализовано на 70% в России, но всё равно построено на базе иностранных технологий и компетенций.

«Зелёная» энергетика для нашей страны может быть актуальна только в двух случаях.

Первый – для тех удалённых районов страны, которые в настоящий момент «топятся» дорогим завозным топливом (мазутом, дизелем и т. д.). Там проекты ВИЭ действительно могут снизить потребительские тарифы на электричество.

Второй случай – производство по-настоящему отечественного оборудования с целью его экспорта в те государства, которые помешаны на «зелёной» теме. Если не хотят покупать у нас нефть – пусть покупают оборудование.

Однако Чубайс планирует довести долю ВИЭ до 5% от общей генерации. Это колоссальный объём и колоссальная нагрузка на рынок. Надеемся, что планы Чубайса так и останутся на бумаге и не будут реализованы на практике.

Константин Двинский