Главная Новости Россия пошла в идеологическое наступление в Беларуси
Россия пошла в идеологическое наступление в Беларуси
Посольство России в Минске неожиданно для многих жестко отреагировало на официальное причисление к национальным героям Беларуси польского революционера Тадеуша Костюшко. Создан прецедент, когда официальное представительство РФ публично критикует историческую политику Беларуси. Это признак изменившейся политической ситуации: после решительной поддержки Москвой руководства Беларуси летом прошлого года продолжение заигрываний белорусских чиновников с националистической мифологией становится для России недопустимым.
В честь 275-летия Тадеуша Костюшко Национальный исторический музей Беларуси вывесил в Instagram пост следующего содержания: «275 лет назад, 4 февраля, родился знаменитый шляхтич, военный инженер, политический деятель, герой четырех стран и двух континентов Андрей Тадеуш Бонавентура Костюшко. Будущий лидер национально-освободительного движения, а после — восстания Речи Посполитой 1794 года, направленного против раздела государства между Россией, Пруссией и Австрией, а также участник войны за независимость США появился на свет в урочище Меречевщина, недалеко от Коссово (Ивацевичский район Брестской области)».
Далее Исторический музей рассказывает об отражении судьбы «национального героя» в своей экспозиции. В стенах музея можно увидеть метрику о рождении Костюшко, его прижизненный портрет, а также узнать о «многих других представителях белорусской шляхты Речи Посполитой».
Реакция на эту запись пришла оттуда, откуда не ждали.
В комментарии к Историческому музею пришло посольство России в Республике Беларусь и обвинило сотрудников в историческом невежестве. «…»Герой четырех стран». Польши, США. Каких двух еще?!», — уточнило посольство. «Беларуси и Франции», — подмигнул музей. «Назвать Костюшко белорусским «национальным героем» — это расписаться в своем историческом невежестве», — припечатали белорусских историков российские дипломаты.
Характер, который приобрела дискуссия после этого, представляет особый антропологический интерес. Потомки «белорусской шляхты Речи Посполитой» вылили на Россию и ее представителей тонны помоев. Комментариев к комментарию посольства хватило бы на диссертацию психологам, изучающим русофобию, и филологам, изучающим язык ненависти.
В Instagram музея словно бы заявились все «невероятные» с митингов против Лукашенко под красно-белыми флагами, которые бросились плеваться оскорблениями в «ватников», «москалей» и «имперских агрессоров» и выкрикивать «Жыве Беларусь!»
В таком «боевом краковяке» не было бы ничего удивительного, если бы пост о национальном герое Костюшко вывесил Польский дом в Минске. Вполне естественно, что в таком случае читатели телеграм-канала Nexta и зрители телеканала «Белсат» с БЧБ-флагом на аватарках писали бы под ним «Жыве Беларусь!»
Но в том-то и дело, что площадкой виртуальной самоорганизации радикальной националистической оппозиции руководству Республики Беларусь послужило государственное бюджетное учреждение. Конечно, в перспективе последних лет в такой ситуации нет ничего удивительного. В 2010-е годы Беларусь воплощала в жизнь концепцию «одна страна — два флага», которая призвана была сделать белорусский национализм явлением лояльным, конструктивным и системным.
В рамках этой стратегии приручения националисты, которые были согласны уйти с площадей и предпочесть бюджетное финансирование грантам на оппозиционную деятельность из Польши, Германии и США, получали карьерные перспективы, стабильный оклад и усиленное питание. В благодарность за политическую лояльность они имели возможность продвигать свою националистическую мифологию, находясь на официальных должностях и имея доступ к государственному бюджету.
В таком контексте прославление Национальным историческим музеем Беларуси Тадеуша Костюшко не удивляет. Другой вопрос, что это происходит сейчас, когда стали очевидны последствия заигрывания власти с белорусским национализмом.
Последний несколько лет набирал силу на бюджетных харчах, а в августе 2020 года с криком «Жыве Беларусь!» вышел свергать президента Лукашенко под бело-красно-белыми флагами. Это явление настолько выпуклое и очевидное, что у него есть фамилия, имя и отчество. Латушко Павел Павлович — бывший министр культуры Республики Беларусь, а ныне член Координационного совета оппозиции и самый известный после Светланы Тихановской борец с Лукашенко.
На государственной службе Латушко прививал нации «свядомасць» с Тадеушем Костюшко, Кастусем Калиновским и другими польскими борцами с Россией в качестве героических белорусов. Теперь он живет в Польше, ставит перед странами НАТО вопрос «о признании режима Лукашенко террористическим» и призывает к созданию международного трибунала по Беларуси.
Одной этой истории достаточно, чтобы задуматься об адекватности гуманитарной политики Беларуси. Однако выводы делать готовы не все. Поэтому после всех событий лета и осени прошлого года учреждение Минкульта республики как ни в чем не бывало воспроизводит националистический миф.
Костюшко у них упорно белорусский национальный герой. Костюшко, который писал о белорусах: «Приучать их надо к польскому языку, пусть по-польски все их службы будут. Со временем дух польский в них войдет».
И здесь становится понятно, почему в эту историю вмешалось посольство России.
Россия пошла на слишком большие риски и слишком многое вложила в свою решительную поддержку Александра Лукашенко летом 2020 года, чтобы теперь безучастно смотреть, как Беларусь возвращается к тем тенденциям, которые породили политический кризис.
В Москве же не мазохисты сидят, чтобы согласиться на еще один заход по проклятому кругу: коалиция западных спецслужб и белорусских националистов устраивает в Минске очередной «майдан» против Лукашенко, Россия спасает того от судьбы Каддафи, следуют уголовные дела с одной стороны и санкции с другой; затем белорусская власть пытается задобрить Запад и оппозицию, чтобы создать противовес влиянию России, они получают новые возможности по усилению влияния в Беларуси, потом опять «майдан», Россия опять спасает…
Вопрос, выгоден ли России этот бег по кругу цирковой арены, — риторический.
Если Москва не хочет сделать заход на еще один такой круг, ее не может не волновать то, что в госорганах союзной страны все так же хватает деятелей, которые готовы тащить в великие белорусы любого, кто воевал с Россией, будь он хоть литовский князь Ягайло, хоть польские «проклятые солдаты». Тот факт, что российское посольство в Минске, которое высказывается преимущественно по цифрам товарооборота, внезапно вмешалось в вопросы ценностей и идентичности, показывает, что Россия больше с этим мириться не будет.