Now Reading
Россия отомстила судьям и прокурорам Литвы за охоту на своих граждан

Россия отомстила судьям и прокурорам Литвы за охоту на своих граждан

Литовская власть всерьез боится ареста своих представителей Россией за приговоры российским гражданам по «делу 13 января». Вильнюс косвенно признает, что у него рыльце в пуху, допуская, что третьи страны могут выдать литовских судей и прокуроров России за произвол по отношению к россиянам. Упомянутые судьи и прокуроры, посадившие заведомо невиновного калининградца Юрия Меля, теперь оказались в таком же положении жертв преследования, что и затравленные ими советские военнослужащие.

«Насколько я понимаю, объявлен так называемый международный розыск. Надеюсь, что такие организации, как Интерпол, точно откажутся удовлетворять такие ходатайства (о выдаче России граждан Литвы). Но существует определенный риск, который даже не вызывает сомнений, что в некоторые страны вообще не надо ехать. Существует определенный риск, что в какой-то третьей стране литовские чиновники могут быть задержаны, пусть даже на короткое время, если Россией будет выдан такой ордер. Но я очень надеюсь, что Интерпол или другая организация не станет выполнять такое ходатайство. Риск быть задержанным — не обязательно на территории России, Беларуси или подобных стран, но также и на территории третьей страны, — реально существует, если Литва и международное сообщество в целом не примут меры, чтобы выданные Россией ордеры, если они вообще будут выданы (неизвестно, сколько там пропаганды, а сколько правды), чтобы они не выполнялись», — заявил председатель Конституционного суда Литвы Дайнюс Жалимас.

Такое признание заслуживает столь длинной цитаты.

Представитель высшей власти Литвы впервые открыто сказал, что 26 литовских судей и прокуроров, которых Следственный комитет РФ обвиняет в осуждении заведомо невиновного россиянина Юрия Меля, могут задержать по запросу России, и риск их выдачи Москве по изучении запроса не равен нулю. Особо примечателен пассаж, что задержать литовских деятелей могут не только Россия, Беларусь и «подобные страны», но и страны, вроде бы никакой угрозы для Литвы не представляющие. То есть в перспективе даже вероятность экстрадиции в России литовского судьи союзниками по НАТО ненулевая.

Эти откровения председатель Конституционного суда Литвы сделал в большом совместном интервью с министром (внезапно) обороны Арвидасом Анушаускасом литовскому порталу DELFI. Все интервью посвящено длинному путаному и многословному оправданию литовской политики по «делу 13 января» и «разоблачению кремлевской лжи», которую вообще нельзя принимать всерьез, потому что всем же понятно, что Россия просто поливает грязью, разворачивает целую кампанию дезинформации, говорит какой-то абсурд…

Между тем, сам факт появления подобного интервью с высшими должностными лицами Литвы уже доказывает, что литовская власть осознает реальную угрозу выдачи ее представителей России объективной третьей стороной. Поэтому она возвращается к вопросу о том, что же произошло в ночь на 13 января 1991 года у Вильнюсской телебашни. Хотя после вынесения приговора советским военным два года назад было громогласно заявлено, что в этом вопросе поставлена жирная точка. Истина установлена окончательно и закреплена вердиктом суда.

Всякий же, кто даже после этого будет что-то доказывать о каких-то там провокациях, снайперах, сакральных жертвах и показаниях судмедэкспертизы, по которым пули летели сверху вниз, либо агент Кремля, либо российский пропагандист, либо просто больной.

Теперь, похоже, такая тактика в Вильнюсе признана неэффективной. Россия признавать вопрос закрытым отказывается и упорно говорит о приговоре по «делу 13 января» как о преступлении литовских судей.

Если и дальше презрительно фыркать «бред» и игнорировать российские аргументы на международной арене, а внутри страны сажать инакомыслящих по статье «отрицание советской агрессии», то Интерпол и третьи страны в конце концов однажды прислушаются к этим аргументам и выдадут России литовских граждан.

Поэтому нужна активная контрпропаганда, примером которой как раз и является интервью глав Конституционного суда и Минобороны. Судя по нему, наблюдать работу Литвы с международной аудиторией будет очень весело.

Литовская верхушка явно разучилась защищать свою точку зрения, что неудивительно, раз она не спорит с оппонентами, а сразу запрещает и сажает. Поэтому разговор о 13 января руководители Литвы способны поддержать только с предельно комплиментарным интервьюером, который не только не задает им неудобных вопросов, но и выкрикивает громкие эмоциональные лозунги, после которых они выглядят спокойными, убедительными и логичными.

От независимого журналиста Дайнюс Жалимас и Арвидас Анушаускас сбежали бы после нескольких вопросов, заткнув уши и с криком «кремлевская пропаганда». В Литве действует сталинский принцип коллективной ответственности, по которому светивший фарами танка младший лейтенант осуждается наравне с организаторами «преступления против человечности»?

В Литве закон имеет обратную силу, раз за события 1991 года судят по Уголовному кодексу 2000 года со специально написанными для конкретного судебного процесса поправками 2010 года?

Может ли быть объективным расследование литовской прокуратурой столкновений у Вильнюсской телебашни, если в Литве законодательно запрещена альтернативная версия тех событий?

Такие вопросы не были и не могли быть заданы на провластном литовском СМИ. Примечательно, что имя Юрия Меля там вообще старались не называть ни вопрошающий, ни отвечающие. Хотя к его истории все и сводится.

Боятся…

И в этом плане возмездие уже наступило.

Литовские судьи и прокуроры уже находятся в положении затравленных советских военных, которых они многие годы преследовали по «делу 13 января». Родное государство точно так же советует им тщательно планировать маршруты зарубежных поездок, а по возможности вообще сидеть дома. Над ними так же висит «дамоклов меч» задержания где-нибудь в Австрии прямо в аэропорту, как по их запросу задержали командира группы «Альфа» Михаила Головатова.

Впрочем, «дамокловых меча» даже два.

Второй — угроза быть посаженными в тюрьму на долгие годы; так же, как они посадили Юрия Меля. Только, в отличие от Меля, его обвинители сядут за дело.