Now Reading
В Латвии думали, что за счет транзита из России они будут жить вечно

В Латвии думали, что за счет транзита из России они будут жить вечно

Минувший 2020 год во многом стал переломным в отношениях стран Прибалтики и России. Там пока продолжают антироссийскую риторику, но экономические показатели прошлого года заставляют ту же Латвию начинать думать о другой системе отношений со своим восточным соседом.

В советские времена Латвия выполняла роль экспортных ворот СССР. Через три латвийских порт – Рига, Вентспилс, Лиепая – проходила большая часть грузов.

Продолжился такой порядок вещей и после распада СССР. В 90-е годы России на фоне всех экономических и политических неурядиц приходилось пользоваться советскими маршрутами отправки грузов на экспорт. Каждый год через территорию Латвии по ее железным дорогам и через ее порты проходило около 100 млн. тонн грузов из России.

Такой порядок вещей Латвию более чем устраивал – Россия платила за транзит своих грузов огромные деньги.

Тут надо отметить, что быть страной-транзитером очень выгодно. При наличии дорог и портов можно на протяжении многих лет получать огромные барыши, практически ничего не вкладывая. Ведь все идет к тебе само. Знай только переводи стрелки на дороге да перегружай уголь из вагонов в корабли.

Но несколько лет назад объем транзитных грузов через Латвию начал падать. Понемногу и почти незаметно. Латвия равнодушно отнеслась к этому – тамошние власти были уверены: Россия никуда не денется и будет возить свои грузы через ее территорию еще много-много лет прежде чем что-либо изменится.

В Латвии думали, что за счет транзита из России они будут жить вечно

Но 2020 год стал переломным: порты Латвии перевалили всего лишь 44,928 млн. тонн грузов .Это почти на треть меньше, чем в 2019 году. Об этом со ссылкой на данные Министерства сообщения передает Delfi.lv.

Цифра в 45 млн. тонн для транспортной отрасли является своеобразной ватерлинией. Если объемы грузов выше – значит, отрасль работает с прибылью. Меньше – то работа всей транспортной отрасли Латвии становится не рентабельной.

В былые годы транспортная отрасль стабильно пополняла бюджет страны, теперь придется просить помощь.

В Латвии думали, что за счет транзита из России они будут жить вечно

Перевалка угля в портах Латвии в 2020 году рухнула почти на 80 %. Такие катастрофически низкие показатели связаны как раз политикой России, которая отказалась от латвийского направления в пользу порта Усть-Луга.

Перевалка сыпучих грузов упала почти на 40 %, химических – на 21,6 %, наливных – на 19,9 %.

Как сообщает ИА Delfi.lv со ссылкой на данные Министерства сообщения Латвии Рижский порт перевалил в 2020 году — 23,68 млн.тонн. Это на 27,7% меньше, чем в 2019 году. Вентспилс – грузооборот сократился на 36,9% и составил 12,902 млн. тонн, Лиепая – падение на 10% — до 6,603 млн. тонн.

Для сравнения: российский порт Усть-Луга за 10 месяцев 2020 года перевалил через свои терминалы более 108 млн. тонн. Это в 2,5 раза больше чем три порта Латвии за полный год! Падение катастрофическое!

С учетом того, что в 2019 году порты Латвии перевалили грузов на 5,7% меньше, чем в 2018 году, то тенденция получается совсем грустная – снижение грузооборота нарастает в геометрической прогрессии.

Еще пару лет такого снижения и транспортная отрасль Латвии останется вообще без грузов из России.

В Латвии думали, что за счет транзита из России они будут жить вечно