Now Reading
Эстония не согласна с Петром I, который купил ее с потрохами

Эстония не согласна с Петром I, который купил ее с потрохами


Таллин нынешнюю границу с РФ не признает

Спикера Рийгикогу — эстонского парламента — Хенна Пыллуааса заклинило: с упорством политического сумасшедшего либо провокатора он снова повторил в новогоднем поздравлении: граница между Эстонией и Россией, установленная в результате подписания Тартуского мирного договора 1920 года, продолжает действовать.

Если верить спикеру, то Ивангород и часть Печорского района РФ до сих пор как бы входят в состав Эстонии. Ну, или эстонский политик считает незаконной их принадлежность России. Так и сказал о том, что 2 февраля 2020 года «мы отметили столетие со дня подписания Тартуского мирного договора, которым Россия признала независимость и неприкосновенность Эстонии». «Тогда была согласована граница между Эстонией и Россией, которая в соответствии с международным правом действует и сегодня», — заявил он.

Вообще странно, почему Эстония — в НАТО. Вроде бы в альянс не принимают страны, у которых есть территориальные споры с соседями. А может быть как раз возможность такого конфликта и нужна альянсу?

И вот что любопытно: у России нет территориальных претензий к кому-либо, а вот у некоторых государств есть, и каждое выбирает ту историческую точку, от которой ей удобно танцевать в своих неосуществимых желаниях.

Самая громкая нынче территориальная претензия к России — со стороны Киева из-за Крыма, который вернулся в РФ в 2014 году по результатам всенародного референдума на полуострове. Плебисцит, между прочим, прошел на тех же основаниях, что и при выходе Украины из состава СССР: были использованы право народов на самоопределение, угроза безопасности страны из-за государственного переворота.

Референдум на Украине прошел 1 декабря 1991 года, за выход из состава СССР проголосовали 90,32% участников.

Плебисцит по вопросу о будущем статусе и государственной принадлежности Крыма состоялся 16 марта 2014 года. За его воссоединение с Россией проголосовали 96,77% участников. Но Киев берет историческую точку — волюнтаристское решение Никиты Хрущева о передаче Крыма из состава РСФСР в состав Украинской ССР, оформленное указом Президиума Верховного Совета СССР 19 февраля 1954 года, и в своих претензиях танцует от нее. В 1954-м казалось, что это не имело особого значения, а вон как обернулось.

Япония десятилетия талдычит про Курильские острова. Тут много разных точек. Екатерина II закрепила Курильскую гряду за Россией указом от 1786 года. В 1855-м эту территорию, по сути, подарили Японии в качестве залога «постоянного мира и искренней дружбы между Россией и Японией». Если бы она не влезла во Второй мировой в войну против СССР, острова до сих пор были бы японскими. И нечего было лезть на СССР. Теперь все Курильские острова, а также весь Сахалин, принадлежат России на законных основаниях по итогам Второй мировой войны. Токио выбирает выгодную только для себя историческую точку до войны.

Есть и еще похожие претензии меньшего масштаба. Финские радикалы, например, точат зуб на Карелию, которая вернулась в РСФСР после войны. Но почему бы тогда и России не выбрать свою историческую точку?

По итогам Ништадтского мирного договора между Русским царством и Шведским королевством, завершившего Северную войну 1700−1721 годов, России в вечное владение отошли Лифляндия (территории современных Латвии и Эстонии), Эстляндия (ныне территории эстонских уездов Харьюмаа, Рапламаа, Ярвамаа, Ляэнемаа, Ида-Вирумаа, Ляэне-Вирумаа и Хийумаа), Ингерманландия (Ижорская земля — историческая область на северо-западе современной России) и часть Карелии.

Причем победившая в Северной войне Россия зачем-то еще и выплатила Швеции за эти земли два миллиона талеров, эквивалентные 56 тоннам серебра, которые вносили до 1727 года через банки Гамбурга, Лондона и Амстердама. Ну вот, выходит, по Ништадтскому мирному договору всю Прибалтику Петр I и купил. Как на геополитическом базаре.

В той же Эстонии покрутят пальцем у виска: когда, мол, это было. Но кто устанавливает исторические сроки? Таллину нравится 1920 год, а автору статьи — 1721-й. И что?

В Эстонии скажут еще, что была революция, Россия потеряла права на эти земли. Да, была революция, гражданская война, интервенция Антанты, и в минуту государственной слабости Ленин дал возможность окраинам выйти из империи. А в минуту государственной силы окраины после Второй мировой войны на несколько десятилетий вернулись в лоно. В начале 90-х, в минуту очередной государственной слабости России, снова ушли, но уже без исконных русских территорий. Эстония — без Печорского района, Латвия — без Пыталовского района. И живите себе спокойно, никому кроме самих себя и штабистов НАТО вы не нужны.

И в принципе наплевать бы на эти территориальные намеки со стороны не только эстонского спикера, но и президента этой республики. По случаю 100-летия Тартуского мирного договора, 2 февраля 2020-го Керсти Кальюлайд заявила: «Тартуский мирный договор был, есть и останется свидетельством о рождении эстонского государства. Он действует. Эстония добровольно не присоединялась к Советскому Союзу. Нас оккупировали. Мы восстановили нашу независимость на основе правовой преемственности».

Правда, заметила: «В то же время мы должны также уважать международный консенсус в отношении того, что послевоенные границы Европы больше не будут перерисовываться. Противоположная риторика создает ненужную путаницу».

Однако в политике каждое слово имеет вес, заметно больший, чем в обычном бытовом пререкании. Недаром же когда после подписания в 2005 году пограничного договора между Россией и Эстонией Таллин внес в текст преамбулы упоминание о Тартуском мирном договоре, Москва тут же отозвала свою подпись. Потому что такой шаг, несмотря на заверения эстонской стороны, чреват реальными территориальными претензиями и конфликтом, между прочим, хоть и с крошечной страной, но за спиной которой маячит тень США. Она ведь входит в НАТО.

Пограничный договор был снова подписан в феврале 2014-го, но до сих пор не ратифицирован. Таллин и не собирается это делать. В феврале прошлого года министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнсалу так и заявил: его страна не намерена ратифицировать пограничный договор с Россией.

Значит что? Значит, если не в Таллине, то в штабах НАТО запланирована возможность территориального конфликта с Россией. Главное — найти повод…