Now Reading
Не поможет даже Борисов. Худший проект российской нефтяной отрасли

Не поможет даже Борисов. Худший проект российской нефтяной отрасли

Политику государства в нефтегазовой отрасли можно назвать, в целом, эффективной. Такие госкомпании как Роснефть, Газпром и т.д. показывают хороший результат. И даже в нынешний год справились с кризисом лучше, чем их зарубежные коллеги. Конечно, определенные вопросы есть. Например то, что Газпром фактически проспал развитие СПГ-отрасли. Хорошо, что этой темой еще занялся Новатэк. В противном случае по СПГ конкуренты ушли бы далеко вперед.

Тем не менее, одно направление российской политики в области нефтегаза можно назвать, по-настоящему, провальным. Сразу скажу, что оно не критичное, но достаточно неприятное

Еще с незапамятных времен сначала в Советском Союзе, а теперь и в России существует такая государственная компания как Зарубежнефть. Целью ее создание было участие государство в иностранных проектах. Поскольку Зарубежнефть появилась в СССР, то и работала она в странах социалистического лагеря. Таких как Куба, Вьетнам, Йемен, Ирак, Сирия, Индия и т.д. Компания добывала нефть, занималась переработкой, а также нефтесервисом.

После распада СССР Зарубежнефть постиг самый настоящий кризис. К настоящему моменту она влачит жалкое существование. Складывается такое впечатление, что компания просто существует на бумаге. Кроме пары небольших проектов с Вьетнамом и Кубой у Зарубежнефти ничего нет.

А ведь подобное направление, а, именно, создание специализированной компании для работы в других странах, особенно, санкционных, является очень актуальным для России. У нас из ряда вон плохо развито сотрудничество с теми государствами, которые находятся под санкциями. Как правило, в ряде из них сосредоточены большие запасы углеводородов. Это Иран, Венесуэла, Экваториальная Гвинея и т.д. Разумеется, никакая Роснефть или же частный Лукойл туда не пойдет. Это будет грозить моментальными санкциями в отношении компаний. В результате гиганты приобретут самую малость, но поставят под удар основную свою деятельность.

Та же Зарубежнефть могла бы великолепно подойти на подобную роль. Но это требует системного и комплексного подхода, а также продуманной стратегии. Что в Иране, что в Венесуэле, что в африканских странах нас ждут. Но Россия предложить ничего не может. Какие-то отдельные проекты не имеют общего плана и продуманности. В результате получается неразбериха: в Венесуэле в экстренном порядке создавали Росзарубежнефть, в Сирии работают компании с уставным капиталом в 10 тысяч рублей (Меркурий и Вилада), в Иране Россия и вовсе практически заморозила свою деятельность. Какие-то смешные объемы добывает Промсырьеимпорт, но потенциал сотрудничества с Ираном не раскрыт и на десятую часть.

К сожалению, предпосылок к тому, что Россия все же выработает подход к работе с санкционными странами, на данный момент нет. По каким-то отдельным направлениям пытается продвинуться Борисов (в частности, по сотрудничество с Сирией и Венесуэлой), но он не в силах создать нефтяного гиганта на базе Зарубежнефти. Для этого должно быть принято стратегическое решение, которое по тем или иным причинам отсутствует.

Здесь можно вспомнить венесуэльский кейс, но он является, скорее исключением из правил и личной заслугой Игоря Сечина. Благодаря Роснефти Россия смога «захватить» 70% добычи нефти в Венесуэле. Это огромные деньги, которые поступают напрямую в российский бюджет. Однако таких «Венесуэл» могло быть несколько. А для этого нужно создание санкционного гиганта. Самое обидное во всей этой истории то, что с нуля делать ничего не нужно. Есть и начальная структура (Зарубежнефть), и желание иных государств, и компетенции России в области добычи нефти. То есть, проект может быть реализован максимально легко и быстро. Но он стоит на педали тормоза.