Газопровод BRUA и румынские идеи для газового рынка Центральной Европы. — Перспективы дальнейшего развития газопровода и его эксплуатации не ясны, — читаем в комментарии.
Газопровод BRUA
Авторы статьи пишут, что в 2013 году Румыния инициировала проект газопровода BRUA протяженностью 528 км. Инвестиции служат нескольким целям. Во-первых, он должен обеспечить поставки газа с месторождений на румынском шельфе Черного моря в Венгрию, Австрию и, возможно, другие страны региона. Во-вторых, разрешить импорт сырья в Центральную Европу из-за пределов России. Наряду с завершением строительства болгарско-греческого соединительного трубопровода и вводом в эксплуатацию Южного газового коридора (газопроводы TANAP и TAP) BRUA позволит поставлять азербайджанский газ благодаря существующей турецко-болгарской инфраструктуре. Сжиженный газ (в том числе американский) уже поступает на газовые терминалы в Греции и Турции, и возможности его импорта через эти страны увеличатся с продолжающимся расширением терминалов СПГ и соединительных линий в регионе. В 2020 году, благодаря новым соединениям СПГ через Грецию, Болгария начала импорт. В-третьих, BRUA ускорит интеграцию центральноевропейских газовых рынков, увеличивая возможности транспортировки газа по оси Север-Юг.
Отмечается, что центральным элементом проекта является строящийся с 2018 года газопровод протяженностью 479 км, идущий от румыно-болгарского соединителя, расположенного в Подише, недалеко от Бухареста, до Рекажа, примерно в 50 км от границы с Сербией и Венгрией. После расширения (первоначально запланированного на 2022 год) он должен обеспечить транспортировку 4,4 млрд м3 газа из Румынии в Венгрию ежегодно. Первая фаза проекта (позволяющая транспортировать 1,75 миллиарда кубометров газа в год в направлении Венгрии и 1,5 миллиарда кубометров в сторону Болгарии) сейчас завершается. Согласно заявлениям румынского оператора Transgaz, ответственного за строительство, работы на нем будут завершены без промедления в конце 2020 года, несмотря на проблемы, вызванные эпидемией COVID-19. На первом этапе трассы трубопровода планируется модернизация двух существующих и строительство трех новых компрессорных станций. Все новые объекты этого типа уже построены: последний, в Бибешти, был запущен в августе 2020 года, а станции в Юпе и Подиноре — в октябре 2019 года. Общая стоимость первой фазы проекта с румынской стороны составляет 479 миллионов евро и на 60 процентов софинансируется фондами ЕС (180 миллионов евро), а также кредитами Европейского инвестиционного банка (50 миллионов евро) и Европейского банка реконструкции и развития (60 миллионов евро).
Эксперты пишут, что второй этап инвестиций предусматривает строительство дополнительного 50-километрового газопровода в Румынии, соединяющего BRUA с трассой в Венгрию, и строительство двух компрессорных станций в Венгрии, в Чанадпалоте и Варошфельде. Первый из этих объектов (запущен в октябре 2019 года) обеспечивает обратную транспортировку газа из Румынии в Венгрию. Будапешт хочет не только покупать газ у BRUA, но и транспортировать его дальше. В связи с этим власти Венгрии планируют расширить пропускную способность газопроводов из Венгрии в Австрию (HUAT) и Словакию (HUSK), которые могут получать газ из Румынии. Стоимость второго этапа инвестиций (через Румынию) в настоящее время оценивается примерно в 69 миллионов евро.
По данным, этот проект особенно важен для Венгрии, которая покрывает лишь около 20 процентов потребления за счет собственных ресурсов (в размере 9-10 миллиардов кубометров), в то время как остальные 80 процентов импортируются, в основном из России (через Украину и Австрию). В то же время проект дает Венгрии возможность усилить свою роль на региональном рынке газа и получить статус важного узла транспортировки газа в другие страны Центральной и Восточной Европы (Словакия, Австрия, Сербия, Украина, Хорватия).
Перспективы развития
Хотя нет сомнений в том, что реализуемая в настоящее время первая фаза проекта будет завершена к концу года, перспективы дальнейшего развития газопровода и его эксплуатации не ясны. Проблема добычи газа с румынского шельфа в Черном море остается серьезной проблемой для будущего BRUA. Изначально начало эксплуатации расположенного под морским дном сырья планировалось на 2020-2022 годы, однако в последние несколько месяцев подготовительные работы замедлились из-за принятия в 2018 году правительством Румынии неблагоприятных для инвесторов правовых и налоговых норм. На добывающие компании было возложено чрезвычайно высокое налоговое бремя (самое высокое в ЕС). Изменения в первую очередь коснулись двух основных производителей газа в Румынии — Romgaz и OMV Petrom. чьи акции потеряли 19% и 17% стоимости соответственно за три дня после оглашения проекта постановления (19 декабря). Новый регламент подвергся критике не только со стороны компаний, участвующих в проекте разработки месторождения, но и со стороны зарубежных партнеров Бухареста, в том числе США, говорится в статье.
Неясно, когда будут внесены поправки в неблагоприятную правовую базу, которую ожидают энергетические компании, и будут ли какие-либо новые правила достаточно привлекательными, чтобы побудить инвесторов начать добычу. Авторы статьи подчеркивают, что новый кабинет премьер-министра Людовика Орбана, созданный 5 ноября 2019 года, демонстрирует политическую волю к внесению изменений, которые могут улучшить инвестиционный климат, и заявляет о своей готовности начать добычу на месторождении Нептун не позднее 2025 года. К сожалению, нестабильная политическая ситуация и продолжающаяся эпидемия пока не способствуют законодательной работе. Наконец, в ноябре 2020 года правительство в Бухаресте объявило, что внесет в парламент новый законопроект, регулирующий добычу сырья на шельфе Черного моря, до выборов в эту палату, намеченных на 6 декабря.
Интересы отдельных государств
По мнению экспертов, специфические интересы отдельных стран также являются вызовом для проекта BRUA. Соперничество Венгрии с Австрией за важность в региональной транспортировке газа привело к необходимости урегулирования споров через агентство ACER ЕС и задержкам в работах на венгерско-австрийском участке. Конкуренцию за газопровод BRUA составляют также альтернативные проекты, реализуемые в регионе, в том числе Российский Турецкий поток, в реализации которого также Венгрия (оператор ФГСЗ). Более быстрое появление альтернативных маршрутов или — при отсутствии прогресса BRUA — подписание Венгрией контракта с Россией на большие объемы газа может ограничить спрос на черноморский газ в регионе.