Now Reading
Спор о господстве в Средиземном море на фоне газопровода EastMed

Спор о господстве в Средиземном море на фоне газопровода EastMed

В интересах Европейского союза выступать в качестве регионального энергетического хаба ее государством-членом: Грецией, а не Турцией

11 ноября этого года Турция объявила, что продолжит разведку морского дна в районе, признанном Грецией частью своего континентального шельфа. Это решение является следующей частью греко-турецкого спора о юрисдикции над Восточным Средиземноморьем. Его получение позволит победителю разрабатывать месторождения нефти и газа в этом районе.

Предмет спора.

Обе страны стремятся получить контроль над морским пространством вокруг островов в Эгейском море и Кипра. Доступ к месторождениям нефти и газа в спорных районах должен позволить им взять на себя роль энергетического узла, поставляющего эти ресурсы в ЕС. С этой целью Греция планирует построить газопровод EastMed, соединив его инфраструктуру с месторождениями у берегов Кипра и Израиля. Кроме того, ссылаясь на Конвенцию Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года (KPM), она призывает к расширению своих исключительных экономических зон вокруг островов Эгейского моря с 6 до 12 морских миль. Не являющаяся стороной КПМ Турция выступает против этого. При этом он ожидает международного признания Турецкой Республики Северного Кипра (ТРПК), на территории которой дислоцируется 30 тыс. турецких солдат.

Действия Турции

Турция использует угрозы, провокации и метод свершившегося факта для защиты своих интересов. Во время своего визита в Афины в декабре 2017 года его президент Реджеп Тайип Эрдоган завершил 20-летний период греко-турецкого диалога, потребовав пересмотра Лозаннского договора, регулирующего, среди прочего, вопрос о границе между двумя странами. Он также объявил о строительстве военно-морской базы в ТРПК. В последующие годы турецкие корабли и самолеты неоднократно нарушали морское и воздушное пространство Греции. В мае 2019 года по лицензии, выданной TRPC, Турция начала горные работы у северного побережья Кипра. В ноябре 2019 года правительство Эрдогана заключило соглашение с ливийским правительством Фаджиза ас-Сарраджа о разграничении морских территорий в Восточном Средиземноморье. Этот документ нарушает территориальный суверенитет Греции, Республики Кипр и Египта и потиворечит с КФМ. Еще одним инструментом давления на Грецию является уклонение Турции от выполнения миграционного соглашения, заключенного в 2016 году между этой страной и ЕС.

Действия Греции

Защита интересов Греции должна быть достигнута через членство в ЕС, сотрудничество с США и создание региональных альянсов. С 2019 года Греция пытается ввести санкции ЕС против Турции. Однако до сих пор реакция ЕС ограничивалась составлением списка турецких граждан, которые могут быть включены в список в будущем. Сотрудничество с США осуществляется на основе Акта 2019 года, принятого Конгрессом Восточно-Средиземноморского партнерства в области безопасности и энергетики в декабре 2019 года, и Соглашения о сотрудничестве между США и Грецией в области обороны от октября 2019 года. На их основе, среди прочего, Американо-восточно-средиземноморский энергетический центр — учреждение, содействующее сотрудничеству между США, Израилем, Грецией и Республикой Кипр в ​​области энергетики. США также увеличили военную помощь Греции и сняли запрет на продажу оружия RC. Другим форматом регионального сотрудничества, служащим реализации интересов Греции, является «Греческий треугольник», созданный в 2011 году вместе с Республикой Кипр и Израилем, и Восточно-Средиземноморский газовый форум (WFG), созданный в 2019 году, в который, помимо Греции, входят власти Палестины, Египет, Израиль, Иордания, РК и Италия. В 2020 году США и Франция также подали заявку на членство в WFG. В то же время, в ответ на турецко-ливийское соглашение о делимитации, в августе 2020 года Греция заключила аналогичное соглашение с Египтом.

Выводы и перспективы

В интересах ЕС, чтобы его государство-член, Греция, действовала как региональный энергетический центр, а не Турция. Однако роль Турции в миграционной политике ЕС и в разрешении конфликтов в соседних странах (Сирия, Ливия) затрудняет принятие ЕС решения о введении санкций. ЕС также не может выступать в качестве посредника, так как Турция воспринимает ее как сторону в споре. Кроме того, США из-за тесного сотрудничества с Грецией в последние годы не кажутся подходящим субъектом для принятия на себя этой роли, несмотря на то, что они успешно сыграли ее во время кризисов в греко-турецких отношениях в 1987 и 1996 годах. С другой стороны, НАТО, важными членами которой являются обе страны, может быть площадкой для поддержания диалога между сторонами в споре. В интересах Польши добиться компромисса между Грецией и Турцией, позволяющего построить инфраструктуру, которая снизит зависимость ЕС от поставок газа из России.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить интересные новости: Подпишитесь