Now Reading
Россия использует газ для давления на Молдову

Россия использует газ для давления на Молдову

Молдова зависит от поставок российского газа. В течение многих лет Румыния в основном пыталась помочь своему соседу стать независимым от нее. Однако трудности заключаются в том, что российский «Газпром» является мажоритарным акционером молдавских газопроводов, — говорит Камил Калус, аналитик по Молдове и Румынии Центра восточных исследований

Из чего состоит его энергетический баланс и будет ли он претерпевать преобразование энергии, как и другие европейские страны?

Камил Калус:Молдова остается практически полностью зависимой от поставок энергоресурсов из-за рубежа. Что еще хуже, ее способность вырабатывать электроэнергию из импортного топлива также очень ограничена. Газ является ключевым сырьем в энергобалансе Молдовы (т.е. основным топливом в электроэнергетике и отоплении). В настоящее время Молдова получает 100 процентов потребляемого газа от российского «Газпрома» по газопроводу, проходящему по территории непризнанного Приднестровья. Стоит отметить, что поставки осуществляются на основе краткосрочных, обычно на один год, соглашений, которые Молдова должна продлевать в декабре каждого последующего года. Россия не согласна подписать новый, долгосрочный контракт с Кишиневом,

Однако неопределенность поставок из-за отсутствия долгосрочного импортного соглашения — не единственная проблема, связанная с зависимостью от российских поставок. Отдельный вопрос — так называемые Долг Приднестровья за газ в настоящее время составляет около 7 миллиардов долларов США, или около 60 процентов ВВП Молдовы на 2019 год. Что ж, Молдова при заключении соглашения с «Газпромом» также заключает контракт на газ для этого региона. Власти Приднестровья принимают и потребляют газ, но ни Молдове, ни российскому концерну за это не платят. Россия закрывает на это глаза, рассматривая эту практику как метод субсидирования государства. В то же время возникший долг, по мнению России, является бременем для Молдовы. Нетрудно догадаться, что Москва рассматривает этот долг как потенциальный инструмент давления на Кишинев.

У Молдовы очень ограниченные мощности по производству электроэнергии. На подконтрольной Кишиневу территории нет классической электростанции. Единственными местными источниками энергии, имеющими реальное значение для экономики, являются две теплоэлектроцентрали и — в гораздо меньшей степени — гидроэнергетика. Фотоэлектрическая и ветровая энергия, хотя и присутствуют в Молдове, играют крайне незначительную роль. В сумме все эти источники позволяют удовлетворить лишь около 20 процентов годовой потребности страны. Что еще хуже, упомянутые ТЭЦ работают на газе, импортируемом, конечно, из России. Поэтому Молдова вынуждена импортировать электроэнергию. Это тоже специфический «импорт», потому что формально он идет с территории Молдовы, то есть из Приднестровья. Это электростанция в Днестре, на границе с Украиной, принадлежит российской государственной энергетической компании Интер РАО ЕЭС. Эта электростанция обеспечивает 80-100% импортируемой электроэнергии. При необходимости дополнительная мощность «вытягивается» у украинского концерна DTEK PowerTrade. Ключевым и единственным крупным возобновляемым источником энергии в Молдове является биомасса. На его долю приходится 20 процентов энергобаланса Молдовы. Несмотря на то, что сектор возобновляемых источников энергии в Молдове развивается, ввиду глубокой зависимости молдавской экономики от газа, в настоящее время трудно говорить об энергетической трансформации страны.

Повлияет ли смена президента Молдовы с пророссийского Игоря Додона на прозападную Майю Санду на энергетическую политику Молдовы?

Полномочия президента Молдовы очень ограничены. Майя Санду де-факто не будет иметь возможности влиять на энергетическую политику страны, хотя в качестве главы государства она сможет внимательно следить за ситуацией, в том числе в энергетическом секторе. Реальные изменения возможны только после прихода к власти сил, поддерживающих реформы.

Реализует ли Молдова проекты диверсификации? Если да, то кто является партнером Кишинева в этих мероприятиях?

В течение многих лет Молдова работала над диверсификацией поставок газа и обретением независимости от России. Ее основным партнером в этой области является Румыния. В 2020 году в этом вопросе произошел серьезный прорыв. В августе были завершены работы на газопроводе Унгены-Кишинев, который должен обеспечить поставки в Молдову, среди прочего, Румынского газа. Завершенный газопровод протяженностью 120 км соединяет румыно-молдавскую магистраль Яссы-Унгень, построенную в 2014 году, со столицей Молдовы. В настоящее время его мощность составляет около 0,5 млрд куб. ежегодно. В январе 2021 года вместе с вводом строящихся станций регулирования давления его планируется увеличить в три раза. Такая мощность с лихвой покроет потребность Молдовы (без Приднестровья), которая в настоящее время потребляет около 1-1,5 млрд куб. ежегодно.

К сожалению, само завершение строительства упомянутого газопровода — это только первый шаг к реальной диверсификации поставок. Пока у румынской стороны нет сырья, которое можно было бы продать Молдове. Бухарест планирует снабжать своего восточного соседа газом с шельфа Черного моря. Однако эксплуатация этих месторождений еще не началась. Работы откладываются из-за растущего разочарования инвесторов, критикующих неблагоприятные правовые и налоговые правила, введенные Румынией. В результате неясно, когда именно начнется разработка месторождений Черного моря. Дополнительной, не менее важной проблемой с точки зрения эффективного использования нового соединения является вопрос контроля над системой транспортировки Молдовы. Сам новый газопровод вместе с соединительной сетью принадлежит Вестмолдтрансгазу (дочерней компании румынского Трансгаза), но остальная часть инфраструктуры Молдовы, включая распределительную сеть, принадлежит государственному молдавскому оператору MoldovGaz, 63,4% которого контролируется Газпромом. Совершенно очевидно, что российская компания попытается заблокировать или хотя бы воспрепятствовать импорту румынского газа в Молдову. Изменить эту ситуацию можно будет только после того, как глава «Молдовагаз» согласится с предположениями о третьем энергопакете, чего, однако, пока не произошло из-за отсутствия политической воли в Кишиневе и давления со стороны Москвы

Однако это не единственная мера по защите Молдовы от возможных проблем с поставками российского газа. В декабре 2019 года на фоне растущей напряженности между Киевом и Москвой из-за транзита российского газа через территорию Украины Бухарест, Кишинев и Киев заключили соглашение и внесли необходимые технические изменения, чтобы обеспечить реверс Трансбалканского газопровода. В результате сегодня есть возможность снабжать Украину и Молдову газом с юга в случае перерыва в поставках из России. Наконец, в октябре этого года Молдова и Украина подписали соглашение, по которому Кишинев получил право использовать украинские газовые хранилища. По имеющейся информации, накопленные таким образом запасы Молдовы составляют 100 миллионов кубометров, что составляет 7-10 процентов годового потребления.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить интересные новости: Подпишитесь