Now Reading
Евгений Сатановский. Со списком Forbes, и c миллиардерами у нас всё в порядке. А вот со страной — нет.

Евгений Сатановский. Со списком Forbes, и c миллиардерами у нас всё в порядке. А вот со страной — нет.

Анатолий Борисович Чубайс, демиург и приватизатор, наш реформатор энергетики и знатный нанотехнолог, опять вышел на экономическое ристалище. На сей раз за экологию. Возможно у него кончаются деньги, или кто-то позвонил оттуда, откуда ему всё время звонят, и спросил укоряюще: «Анатоль! Что ж вы с промышленностью-то вашей никак не закончите? Всё, что у вас было и есть сырьевого уже более или менее распродано и встроено в наши цепочки. Всё, что у вас было и есть технологичного, более или менее изничтожено. Одна ваша оборонная промышленность осталась, так мы же так не договаривались! Вы бы наконец-то занялись ею, Анатоль! У нас выборы прошли, скоро надо будет вами заниматься, а у вас конь не валялся» — и, звучно выматерившись на английском с нью-йоркским акцентом, отключился. Вариант? Вариант! Хотя и несколько утрированный…

Старое русское правило: послушав Чубайса, сделай наоборот. Если он делил национальную энергосистему под мутные разговоры о необходимости её реформирования и приватизации, без которых она устареет и денег на неё не будет, значит надо возвращать контроль над ней в руки государства и воссоздавать единое энергетическое пространство страны. Если он хочет, чтобы деньги пенсионеров вложили в венчурные проекты, значит их туда вкладывать нельзя. Во всяком случае в ЕГО проекты, точно нельзя. Если он говорит об экологическом налоге на промышленные предприятия, несите двустволку, зарядите её волчьим жаканом и спустите с поводка волкодава. Чубайс вокруг рыскает! Если он говорит о том, что без ЕГО технологий в стране промышленность необратимо застрянет между вечной отсталостью и экологическим экстремизмом, значит всё идёт правильным путём. И пусть идёт дальше, только без него.

У каждого человека есть репутация. И у него она тоже есть. У каждого предпринимателя есть кредитная история. Его — длиннее прочих. Он тридцать лет с нами. Всё, что он сделал, на виду. Все, кто с ним работал, тоже. Что он делал, известно. Что он сделал со страной — тоже. Не с государством. Не с общественным строем. Не с КПСС. Со страной. Чем был Китай в то время, когда мы ещё были СССР — понятно. Что такое Китай сегодня, тоже. Как и то, какой за это время путь прошли Турция и Иран, Израиль и Бразилия, Корея и Тайвань. Да что там! Какой путь прошли Вьетнам, Казахстан и Малайзия. И какой прошли мы. Нет, и со списком Forbes, и c миллиардерами у нас всё в порядке. А вот со страной — нет. Так что если опять на охоту за деньгами, с очередной инициативой наперевес вышел Чубайс…

Он говорит о прогрессе? Об экологии? О технологиях? ОН?! После всего, что у нас было? С промышленностью и наукой, образованием и медициной? После всего того, что было с этим у бывших соседей по Союзу и по Восточной Европе? Ну, наглость, конечно, второе счастье, но не до такой же степени! Тем более, что НИКАКОГО отношения к изменению температуры на планете и повышению уровня Мирового океана антропогенный фактор не имеет, а урона дорогущие западные «зелёные» технологии приносят море. Хотя бы потому, что утилизовать их отходы нереально, а энергозатраты на производство всей этой хрени куда больше, чем при использовании технологий традиционных: углеводородных, гидроэнергетических и атомных. Так что то, о чём говорит Чубайс — это, как всегда, дорогое и капризное иностранное вместо дешёвого и нормального своего. А о чём он, собственно говоря, ещё может говорить?..

Евгений Сатановский