Now Reading
Кто диктует энергетическую стратегию России, несмотря на смену в правительстве

Кто диктует энергетическую стратегию России, несмотря на смену в правительстве

Смена должности министра энергетики показывает, что в России лояльность и оперативность вознаграждаются. С другой стороны, стратегические решения в этом секторе принимаются в Кремле, а не в правительственных зданиях, — говорит доктор Шимон Кардаш из Центра востоковедения.

Почему произошли какие-то изменения в правительстве России, особенно в сфере энергетики? Александр Новак был назначен заместителем премьер-министра, а министр природных ресурсов освобожден от должности. Есть ли конкретная причина для этих изменений?

Доктор Шимон Кардас: Причина не особенная, это, скорее, следствие поправки к российской конституции, которая влечет за собой определенные изменения, связанные с функционированием правительства. И то, что происходит сейчас, является продолжением политического процесса, начатого в начале года. Так что я лично не вижу какого-то политического восходящего движения и причины, по которой это произошло прямо сейчас и в такой форме. Во-вторых, в случае Новака, который был министром энергетики с мая 2012 года, его продвижение уже упоминалось во время реконструкции, связанной со сменой премьер-министра в январе 2020 года. Новак тогда был на смене фамилий и должен был заменить вице-премьера Дмитрия Козака, которому подчинялся весь топливно-энергетический сектор.

Но тогда это был Юрий Борисов, а не Новак.

Да, тогда этого не произошло, но когда мы видим это изменение сейчас, это означает, что в этих предположениях было много правды. А сама номинация состоялась только сейчас, со второй волной реконструкции.

Почему Новак удостоился этой чести и какова будет его роль в новом правительстве?

Продвижение Новака является следствием нескольких факторов. Во-первых, Новака бросили на очень важный участок с точки зрения функционирования всего государства, то есть энергетического сектора. Это не требует подробного описания. Энергетика была и будет долгое время стратегическим сектором экономики России. В этом эпизоде ​​Новак показал себя очень эффективным менеджером, в то же время взвешивая интересы различных групп влияния, часто далеких друг от друга. Следует помнить, что в России последнее слово по различным стратегическим вопросам остается не за министрами и премьер-министром, а за Кремлем и Владимиром Путиным. От него зависит направление и способ действия. Тем не менее, существует множество вспомогательных видов деятельности и мероприятий, связанных с повседневным управлением сектором, которыми занимается Министерство энергетики. Это министерство готовит тексты правовых актов, нормативные акты, проекты стратегических документов (включая последующие варианты энергетической стратегии России), которые затем выносятся на более высокий уровень для окончательного утверждения. И Новак, будучи министром энергетики более восьми лет, умело справлялся с этими вопросами.

Еще одним важным элементом его деятельности было выполнение стратегических задач, таких как газовые переговоры с Украиной, зимние пакеты в треугольнике Украина-ЕС-Россия или недавнее нефтяное соглашение в формате ОПЕК +. Новак довольно эффективно выполнил эти задачи. Третий элемент продвижения — его политическая лояльность. Он оказался чиновником без особых политических устремлений. Он не создавал собственных групп влияния. Следовательно, это не угроза для власть имущих. Это ценная черта с точки зрения Кремля. Последний пункт — его опыт работы на посту министра энергетики. Продвижение Новака также является верным признаком того, что российское правительство вознаграждает трудолюбивых технократов, а не людей, стремящихся стать независимыми политиками. Аналогичный статус имеет и преемник Новака на посту министра энергетики. Николай Шульгинов, в течение многих лет был президентом «РосГидро», практически всю свою профессиональную жизнь, он не будет значимой фигурой в политике по различным направлениям, но он будет эффективно управлять этим сектором. Таким образом, роль министерства энергетики в энергосистеме будет сохранена, и Новак, как заместитель премьер-министра, безусловно, будет играть более важную роль в управлении топливно-энергетическим сектором, чем министр Шульгинов.

Среди десяти вице-премьер-министров как минимум три заместителя премьер-министра связаны с энергетическим сектором. Белоусов, Борисов, а теперь и Новак. При такой «концентрации» сильных личностей в мире энергетики не возникнет ли напряженности и проблем с компетенцией?

Во-первых, стоит отметить, что Борисов как вице-премьер больше не будет куратором топливно-энергетического комплекса, а отныне будет курировать промышленный и оборонный комплекс. Во-вторых, соперничество различных интересов, групп лоббирования и влияние на людей в элите с целью принятия выгодных для этих групп решений является характерной чертой энергетического сегмента в России. Однако в стратегическом плане Путин остается главным лицом, принимающим решения. Например, сохранит ли «Газпром» монополию на экспорт газа по газотранспортной системе или согласится на экспорт СПГ — такие решения принимаются не на уровне правительства, а на уровне президента. Именно Путин должен наконец принять решения по стратегическим вопросам, связанным с функционированием топливно-энергетического комплекса. Конкуренция внутри министерств и сектора будет продолжаться, и это точно не изменится. Поэтому, несмотря на различные интересы, именно Кремль или, скорее, Путин будет иметь ключевое мнение в стратегических вопросах, касающихся российской энергетики. Роль Новака будет заключаться в эффективном надзоре за топливно-энергетическим сектором, эффективном управлении текущими процессами и решении проблем, связанных с его функционированием.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить интересные новости: Подпишитесь