Now Reading
Литва совершает энергетический суицид, ссорясь с Россией и Беларусью

Литва совершает энергетический суицид, ссорясь с Россией и Беларусью

И так, вхождение Литвы после выхода из СССР в Евросоюз сопровождалось рядом не очень приятных мероприятий.

Среди них – уничтожение литовского сельского хозяйства, промышленности и собственной энергетики. Делалось это с одной простой целью – ЕС не нуждался в новых полноправных членах своего блока; на Западе нуждались в новых рынках сбыта собственной продукции и в источнике дешевой рабочей силы.

Остановимся на энергетике

Как известно, Литва и остальные прибалтийские республики (Латвия и Эстония) входила в кольцо БРЭЛЛ – так называемое объединение, которое синхронизировало энергетические системы Беларуси, России, Эстонии, Латвии и Литвы в единое целое. Это позволяло странам-участницам БРЭЛЛ между собой без препятствий обмениваться энергией (импорт-экспорт) и, вместе с тем, обеспечивало энергетическую безопасность за счет создания так называемого резерва мощности на случай аварийных и непредвиденных обстоятельств.

Более того, сам факт существования унифицированной электроэнергетической коалиции нескольких государств минимизировал финансовые расходы ее членов на обеспечение себя энергией. Однотипное оборудование, эффективное распределение и стабильность уменьшали все попутные расходы членов БРЭЛЛ и позволяли странам с дефицитом энергии покупать дешевле, а странам с переизбытком – сбывать лишнюю энергию внутри объединения. Все были в выигрыше.

После же вступления прибалтийских республик, и в частности Литвы, в ЕС Запад незамедлительно начал осваивать прибалтийский рынок, используя при этом неприятные и жесткие методы.

Так, Литву заставили остановить, а в будущем и уничтожить собственную Игналинскую АЭС, строительство которой началось еще при Советском Союзе. Отметим, что эта станция в перспективе смогла бы обеспечить на сто процентов энергетические потребности самой Литвы и, вместе с тем, позволила бы Вильнюсу еще и экспортировать вырабатываемый продукт за границу.

Но, благодаря стараниям ЕС, этого не случилось – блоки Игналины были полностью остановлены, а на утилизацию отходов и другие необходимые мероприятия были потрачены миллионы евро.

К слову, европейцы обещали помочь Вильнюсу со всеми издержками ликвидации станции, которое технически не закончено и на сегодняшний день. Обещать – обещали, но только в последствии объемы финансированию по данному проекту были Брюсселем свернуты и Литва, вместо того, чтобы зарабатывать деньги за продажу своей энергии, тратит их на обеспечение уничтожения выгодного для себя атомного проекта.

Естественно, что факт продолжившегося участия «новобранцев» ЕС в БРЭЛЛ не устраивал Запад. Они не могли монополизировать новый прибалтийский энергетический рынок, как планировали, ведь по сравнению с дешевой энергией внутри БРЭЛЛ, дорогое западное электричество никого не интересовало. Именно поэтому, не имея возможности апеллировать экономической целесообразностью, Брюссель пошел по пути политического блефа и давления на республики. Прибалтов пугали и мнимой зависимостью от ненавистной России и Беларуси и, в тоже время, угрожали перекрыть европейские дотации.

Естественно, что прибалтийские власти, которые усиленно «осваивают» (т.е. «пилят») европейские субсидии, перспектива потерять финансовую золотую жилу никак не устраивала. И это повлекло за собой нехитрый процесс – Литва, как и другие прибалтийские страны, всеми силами начали пытаться изолироваться от России и Беларуси. Послушно выполняя политическую волю Брюсселя, лидеры бывших советских республик об экономической целесообразности подобного курса не задумались. А если и задумались, то руки их полностью связаны жаждой личного обогащения из европейского кошелька.

В конечном счете, Литва второе десятилетие проповедует антироссийский и антибелорусский политический курс. Долгие годы им хитро удавалось водить за нос своих западных хозяев – прибалты лаяли на восточных соседей на политической сцене, но продолжали сотрудничество на экономической.

Все это время ЕС не понимал хитрой игры прибалтийских политиканов, а Россия и Беларусь умно терпели в свой адрес прибалтийские выпады, отделяя политику от экономики.

В свете последних событий, а именно с недавним пуском белорусской АЭС в Островце, ситуация несколько изменилась. Объемы возможных потенциальных поставок в Прибалтику дешевой белорусской энергии значительно (в теории) вырос. Вместе с тем, ЕС столкнулся с коронавирусным экономическим кризисом.

Именно поэтому ведущие страны блока активизировали свои принудительные инструменты в отношении европейской периферии – Прибалтику буквально насильно заставили разорвать взаимовыгодные все еще продолжающиеся связи с Россией и Беларусью, дабы избежать конкурентной борьбы за рынок и все-таки монополизировать балтийский рынок энергоресурсов.

По сути, это выглядит так – по воле Брюсселя Литва должна к 2025 году полностью выйти из БРЭЛЛ и интегрироваться в европейскую энергетическую систему. К слову, этой системы пока еще не существует. Европейское энергетическое пространство состоит из двух совершенно разных подсистем, объединяющих группы разных государств и друг с другом не совместимых. Безусловно, синхронизировать их можно, но вот только денег, которых и так у ЕС нет, это стоит огромных.

Результат – Литва будет покупать энергию у европейских стран в лучшем случае в два раза дороже, чем у Беларуси и России. Про сопутствующие расходы по переходу на европейское стандарты и оборудование говорить не нужно. Что сказать, литовские руководители, как и прибалтийские в целом, ставят политику и личною выгоду выше экономических интересов своих республик.

Иными словами, Прибалтика меняет дешевое и выгодное экономически белорусско-российское на дорогое и невыгодное, но политически мотивированное европейское. Расплачиваться же за подобное «руководство» будут простые литовцы, латыши и эстонцы. Впереди зима, так что ждем беспрецедентного роста тарифов для прибалтийских налогоплательщиков.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить интересные новости: Подпишитесь