Now Reading
«Газпром» верит в Джо Байдена

«Газпром» верит в Джо Байдена

«Победа Джо Байдена создает условия для достижения соглашения между США и Германией по« Северному потоку — 2 »» — тезис, который появился в одной из статей, опубликованных на сайте российского правительственного информационного агентства ТАСС. Такие голоса все чаще появляются в медиа-пространстве.

«Газпром», как и российское государство, уже много лет использует различные PR-агентства, консалтинговые компании или просто лоббистов. В этом нет ничего экстраординарного. Государству и компаниям часто требуется поддержка специализированных компаний, которые имеют широкий доступ к контактам, возможность неограниченных встреч и характеризуются борьбой за интересы своих клиентов. Есть много тем. Это энергетические, климатические, экологические, политические и военные интересы. Иногда представители российских компаний — это бывшие политики, которые после окончания политической авантюры находят в них работу, в том числе бывший канцлер Германии Герхард Шредер или бывший премьер-министр Финляндии Павво Липпонен. Иногда это специализированные проблемы, которые работают в определенных областях интересов, например, в вопросах правовой базы, климата и т. д.

Согласно данным организации, занимающейся сбором данных об использовании инструмента лоббирования в США, только в период с 2014 по 2018 год Газпром потратил более 2,5 млн долларов на лоббирование через официальные каналы. Конечно, вы можете догадаться, что эти суммы намного выше, и они относятся только к США. Часто, чтобы скрыть истинные намерения, заключаются контракты с PR-компаниями, которые официально занимаются «коммуникацией и продвижением», что официально не несет на себе признаков лоббирования, требующих соответствующих уведомлений.

В свое время популярным аргументом в пользу строительства первых двух ниток газопровода «Северный поток» был тезис о том, что безопасности поставок в Западную Европу угрожает опасность хищения газа на территории Украины. Это стандарт, подчеркивающий преимущество российских поставок по сравнению с другими, связанное с географической близостью или «исключительными» отношениями между Россией и ЕС (до 2014 года). Различные аналитические центры, торговые палаты, исследовательские институты и природоохранные организации часто играют аналогичную роль. Примером могут служить, в частности, действия против строительства газопровода Балтийская труба, рва на Вислинской косе или газового терминала в Свиноуйсьце. Различные действия направлены на то, чтобы заблокировать, поднять цену или отложить данный проект, чтобы он стал убыточным.

Когда-то было много разговоров об опросе, финансируемом Osteuropaverein der Deutschen Wirtschaft — OHH, который доказал, что Германия поддерживает строительство Северного потока 2. Исследование было проведено компанией, которую в прошлом обвиняли в подготовке подтасованных социологических данных о приватизации железных дорог в Германии.

Аналогичным примером такого рода деятельности стал отчет, подготовленный Институтом энергетики в Кельне по заказу оператора Nord Stream 2 AG. Отчет должен был доказать поддержку газопровода, в том числе со стороны … поляков, которые после строительства Балтийской магистрали могли заменить «дорогой сжиженный газ из США» сырьем, импортируемым «Северным потоком-2» в Германию.

Часто мы видим только верхушку айсберга — корпоративное лоббирование. Честно говоря, «Газпром» здесь не единственный. Согласно отчету The Corporate Europe, в период 2010-2018 гг. Пять крупнейших нефтегазовых компаний мира, такие как ExxonMobil, Total, Shell, BP и Chevron, потратили почти 250 миллионов евро самостоятельно или через другие организации на лоббирование Европейской комиссии изменений в Климатической политике ЕС.

Иногда речь идет о блокировке работы над определенными «неудобными» проектами, а иногда бывает достаточно их отложить. Одним из таких проектов могла быть попытка задержать или заблокировать строительство Балтийской трубы. Мы сообщали о петиции в парламент Дании о остановке газопровода под предлогом защиты природы и прав собственности владельцев, через земли по которым он должен был проходить на датской земле.

Вера в Джо Байдена

Цитируемый в начале статьи тезис сотрудника компании, с которой до 2014 года официально ассоциировались и Россия, и «Газпром», также имеет свое основание. Россия надеется, что смена президента США может изменить курс американцев в отношении проекта «Северный поток-2». Интересно, что этот тезис появился одновременно с заявлением OHH (описанным выше), в котором выражается радость и надежды на «лучшие и более конструктивные отношения с США». Поскольку одной из главных проблем в этих отношениях является газопровод «Северный поток — 2», а сама организация уже несколько раз активно поддерживала его строительство, нетрудно догадаться, что и здесь так обстоит дело.

Несомненно, Джо Байден будет проводить более примирительную и сбалансированную политику по отношению к Европе. С точки зрения Польши, это можно считать большим положительным сдвигом. Байден пока не упомянул об отмене решения Дональда Трампа о выводе почти 10 тысяч солдат из Германии в США. Однако и без этого, похоже, отношения с Европой будут лучше в декларативной сфере.

Напрасные надежды?

Означает ли это, что подход Вашингтона к «Северному потоку 2» изменится? Это кажется сомнительным. Зачем? Потому что сначала вы должны посмотреть, какой была политика Трампа в отношении этого проекта до сих пор. Несмотря на заявление, действующий президент США не проявил энтузиазма по поводу перекрытия газопровода. Закон о PEESA, принятый в июле 2019 года, ждал до декабря того же года, чтобы вступить в силу. Однако это произошло только потому, что PEESA, наряду со многими другими законами, была включена в законопроект о бюджете Министерства обороны США (NDAA), который Трамп должен был подписать по закону. Бывший президент США также не воспользовался положениями закона CAATSA, который действует с июля 2017 года. Стоит помнить, что Трамп также не хотел подписывать этот документ.

Так может ли Джо Байден более мягко подойти к «Северному потоку-2»? Это кажется сомнительным, тем более что депутаты обеих палат парламента США, которые также являются демократами, поддержали проект санкций в форме как CAATSA, так и PEESA. И в Сенате, и в Палате представителей было двухпартийное соглашение, и теперь оно должно оставаться верным.

Многие противники «Северного потока 2» видели в Дональде Трампе политика вроде Рональда Рейгана, который в подходящий момент потопил бы проект. Однако этого не произошло.

В то же время стоит помнить, что потенциальные санкции, которые будут введены в соответствии с двумя законами PEESA и CAATSA, коснутся в основном европейских компаний, а не российских. На данный момент западноевропейские компании зафрахтовали суда и оборудование, а также предоставили различные услуги для строительства Северного потока 2. Примером является, в частности, датская компания, которая предоставляет услуги по перевозке сменных членов экипажа на суда PLV, работающие на Северном потоке 2.

Применение санкций может нанести ущерб большинству немецких компаний, на которые приходится около половины из более чем ста компаний, участвующих в строительстве «Северного потока 2». И здесь есть риск. Если риторически антинемецкий Дональд Трамп еще не воспользовался возможностью нанести удар по Германии санкциями с законной целью, сделает ли это Джо Байден?

Однако это не означает, что новый президент США может привнести в Белый дом свежие идеи по преодолению и блокировке российского геополитического проекта, и все же нужно учитывать, что эта идея не потеряет поддержки в Конгрессе. Тем более, что, по словам источника Bloomberg, 11 ноября была достигнута договоренность о включении измененного закона PEESA в закон о бюджете Пентагона. Согласно закону, акт должен быть подписан до конца года, так что формально все еще находящийся у власти Дональд Трамп, а не Джо Байден, будет решать следующие российские проблемы.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить интересные новости: Подпишитесь