Главная Новости Ушли в штопор – крупнейшие латышские порты теряют грузы
Ушли в штопор – крупнейшие латышские порты теряют грузы
Море, волны, один за одним в морские порты прибывают корабли, а через всю страну идут железнодорожные составы, забитые до отказа различными грузами. Миллиарды евро поступают в бюджет…
Внезапно раздается раздражающий звук будильника, президент бывшей советской республики Латвии Эгилс Левитс неохотно просыпается и осознает, что это был всего лишь очередной сон, хоть и навеянный беззаботными воспоминаниями прошлого, но все-таки сон.
Спустя пару часов, сидя в своем рабочем кабинете, Эгилс неохотно читает очередной отчет министра сообщения Латвии Талиса Линкайтиса. Президентский утренний кофе становится уже не таким вкусным и приятным, остатки сладких грез окончательно рассеиваются и главе Латвийской республики приходится вернуться в жестокую реальность: перевалка грузов в порту латвийского Вентспилса упала на 41%.
Терминалы порта за десять месяцев этого года перевалили 10,723 млн. тонн грузов, что на 40,8% меньше, чем за соответствующий период 2019 года. В октябре в порту Вентспилса перевалено 1,083 млн тонн грузов, что на 28,8% меньше октября 2019 года. За десять месяцев этого года в порту обслужили 1090 судов, что на 15,7% меньше, чем за соответствующий период 2019 года.
По грузообороту порт Вентспилса занимает после Риги второе место среди гаваней Латвии. Третьим по значению является порт Лиепаи, где также наблюдается падениегрузооборота.
«Каждый месяц одно и тоже! Как же я устал от всего этого… ЕС вам заплатит – говорили они. Вашингтон вас поддержит – обещали они. Мы начинали санкционную войну с Россией вместе, а пожинать ее плоды остались в одиночестве. Теперь эти русские «оккупанты», за чей счет мы жили долгие десятилетия, перенаправили свои грузопотоки и построили собственный порт. И что нам теперь делать!?», – все эти мысли одна за одной роились в голове Эгилса Левитса, мешая ему сосредоточиться и задавая не совсем приятный тон его предстоящей рабочей неделе.
Внезапно раздается телефонный звонок. Латышский президент игнорирует его, возможно, даже не замечает. Он полностью поглощен мыслями о внезапно, но закономерно наступивших последствиях полного провала своего внешнеполитического курса, ориентированного на конфронтацию с восточным соседом. Однако звонок не прекращается – на другом конце провода кто-то настойчиво хочет добиться общения с главой Латышской республики.
В конце концов Левитс раздраженно хватает телефон: «Ну что там еще!?».
В ответ ему звучит неуверенный и сбивчивый голос уже успевшего за прошедший год впасть в немилость того же автора отчета, который лежал перед президентом и портил ему утро:
«Господин президент, есть данные по железнодорожным перевозкам. Их объемы за восемь месяцев 2020 года в Латвии уменьшились на 45,8% по сравнению с тем же периодом 2019 года, составив 15,385 млн тонн. В том числе объемы международных перевозок составили 14,246 млн тонн, что на 47,9% меньше по сравнению с тем же периодом 2019 года. Железнодорожный транзит через порты за восемь месяцев 2020 года составил 9,8 млн тонн, что на 55,5% меньше, чем годом ранее, а сухопутный транзит через территорию Латвии – 1,968 млн тонн, что на 33,6% меньше, чем в январе-августе прошлого года.
Господин президент, каковы наши дальнейшие действия?».
Ответом Талису Лянкяйтису была гнетущая тишина с примесью повисшего в воздухе напряжения, а затем на другом конце провода послышались прерывистые гудки брошенной трубки президентского телефонного аппарата.
Секретарша латышского президента Левитса пила свой утренний кофе и листала новомодный журнальчик – настроение у нее было куда лучше, чем у ее босса. Внезапно она, подпрыгнув от неожиданности, вскрикнула – из кабинета главы государства послышался громкий хлопок, чем-то похожий на выстрел…
Пролог
В этом году Латвия столкнулась с обвальным падением транзита, что ожидаемо ударило по многим государственным секторам экономики – транзит, грузоперевозки, логистика, рынок труда, социальная сфера пострадали. Связано это, прежде всего, с недружественной политикой по отношению к России, чьи грузы составляли более половины всего латышского грузопотока и кормили прибалтийские порты. Теперь же Россия уводит грузы из Прибалтики.
Москва взяла курс на переориентацию грузов и строительство собственных портов из-за антироссийской политики стран Балтии, в том числе и официальной Риги. Еще больше положение усугубила антибелорусская политика прибалтийских стран. Беларусь, по примеру России, также в ответ на недружественную политику переориентировала свой транзит и увела свои грузы из Прибалтики.
Сегодня порты Латвии агонизируют – они теряют транзит, теряют средства и умирают. Прибалтийская экономика на пороге глубочайшего кризиса в истории и Запад, центрировавшийся на собственных экономических проблемах, ей уже не поможет.