Главная Новости «Ушла эпоха просто, и это очень грустно…»
«Ушла эпоха просто, и это очень грустно…»
Грустно, когда из жизни уходят светлые люди. Светлые своим талантом, умением разбудить в других дремлющую мысль, стремление что-то понять в этой жизни, задуматься над ее смыслом и жить так, чтобы хотя бы не навредить тем, кто рядом. Именно таким даром обладал Михаил Михайлович Жванецкий.
Разве кто-то скучал на его концертах? Разве не задумывался над его книгами? Не цитировал его звонкие фразы – не только остроумные и смешные, но и полные глубокого, скрытого смысла?
Не только Россия, где жил последнее время Михаил Михайлович Жванецкий, скорбит о такой утрате. Все бывшие республики Советского Союза знают и помнят великого сатирика. Уже появились в СМИ воспоминания известных артистов, писателей, политиков, высказывания соболезнования и горечи от великой утраты.
А я хочу рассказать вам, как о своем знаменитом земляке искренне горюют одесситы. Ведь Михаил Михайлович родился именно в столице юмора – Одессе. Тогда мы не знали никаких разделяющих нас границ. И фраза «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес – Советский Союз!» была не просто строкой из песни. Мы так чувствовали, для нас, действительно, эта огромная страна была единым и неделимым целым, а народ – одной семьей. Без разделений по национальности, по языку или вере. Нас так воспитали – в равенстве и братстве. И одесситы, у которых берут интервью журналисты «Klymenko Time», с гордостью и искренней любовью говорят о своем великом земляке.
Вот мужчина, у которого спрашивают, слышал ли он о том, что Жванецкий умер, отрицательно машет головой и говорит:
— Он вечный. Он не может умереть. Там его бульвар (показывает в направлении бульвара Жванецкого). Он вечно будет жить, всегда – вот здесь (показывает на сердце), вот здесь (на голову). Он не может умереть!
(Далее я процитирую без фото интервьюируемых одесситов, оставлю ссылку на это видео для тех, кто захочет посмотреть).
— Очень печальная весть! Он был человеком достойным, великим не только для нашего города, но и для всего бывшего Советского Союза! И был известен за рубежом тоже. Очень жаль. Соболезную.
— Он был романтичным, необыкновенно добрым человеком. Мы его очень любим! Очень, очень жаль!
— Очень нам нравился Жванецкий. Даже недавно я перечитала его книгу. Мы всегда ходили на его концерты. Очень жаль!
— Это лицо Одессы бывшей. Хотя он и жил в Москве последнее время. Человек просто замечательный! Юмор у него классный!
— Уважала этого человека. Всегда слушала его выступления, читала. Прекрасный был человек, порядочный, разумный. Очень жаль! Царствие уму Небесное и Вечная память. Соболезнования родным и близким.
— Я считаю, что он гением был! И, конечно, очень-очень жаль!
— Великий человек. Юмор потрясающий. Его слог узнаваемый. Всегда смело говорил то, что считал нужным. Потрясающая утрата!
— Это высокоинтеллектуальный человек. Он, по-моему, Одессу вывел на такой уровень – всесоюзный. Когда слышали «одессит», сразу просили анекдот рассказать или даже Жванецкого процитировать. Очень скорбим.
— Я так скажу, что это, действительно, символ Одессы и всех одесситов.
— Я сегодня, когда узнала об этом, я вообще расплакалась. Потому что у меня как-то всё детство связано со Жванецким. И на концерты ходили… И в прошлом году были. Будем помнить, любить, вспоминать.
— Ушла эпоха просто, и это очень грустно.
— Я бы личность Жванецкого сравнил с такими столпами, как Высоцкий для России, вообще для Союза. Таких людей рождает история не так часто – и в свое время. Вот Жванецкий был человек своего времени. И мы жили с ним в одно время. Это наш современник.
— Книги его у нас дома настольные. Фразы его помним. Всё помним. Конечно, скорбим! Сожалеем, что такие люди уходят. И из-за этого наше время многое теряет. Но он все равно с нами!
— Замечательный человек, легенда Одессы! Мы все его очень любим. Искренне соболезнуем родным, близким, друзьям. Прекрасный человек. История нашего города.
— Михаил Михайлович — это наша юность, прежде всего. Конечно, мы всегда с интересом смотрели его по телевизору. Потом он переехал в Москву и вел передачу «Дежурный по стране». Всегда не в бровь, а в глаз, как говорится. Вечная ему память!
— Это был ум, честь и достоинство города Одессы. Это всё для Одессы.
— Это настоящий одессит. Мы его очень любим, уважаем, ценим. Это очень большая потеря для Одессы! Я очень соболезную семье. Очень жаль! Искренне жаль!
— Ушла последняя звезда Одессы. Великолепный человек, великолепный юморист был! Очень жаль! Царствие ему Небесное…
Действительно, Михаил Михайлович как никто другой соответствует званию настоящий одессит. Может, благодаря ему и возник такой образ – веселого, остроумного, готового по любому поводу пошутить. Человека, для которого важна память о своем родном городе, где бы он ни жил. И одесситы всегда отвечали любовью на любовь писателя-сатирика к своему городу.
1 апреля 1998 года в Саду скульптур Одесского литературного музея появился памятник с очень говорящим названием: «Ты одессит, Миша…»:
В 2009 году в центре города появился бульвар Жванецкого.
Там даже были установлены таблички с цитатами высказываний сатирика. Но потом, к сожалению, они обветшали и их убрали. Может, сейчас одесситы восстановят то, что сохранилось только на фотографиях:
В Одессе есть своя Аллея звезд, и на ней в 2014 году была установлена плита со звездой Михаила Жванецкого:
Есть даже памятник любимому коту писателя. Этот памятник спустя какое-то время после открытия… украли. Но автор Татьяна Штыкало воссоздала скульптуру, и теперь кот Морис мирно посапывает на окне Всемирного клуба одесситов, председателем которого был Михаил Жванецкий:
В одном из одесских двориков появился мурал с изображением великого сатирика и Остапа Бендера. Там тоже есть изображение кота, неизменного портфеля и цитаты из произведений Жванецкого:
Писатель-сатирик очень любил приезжать в родной город. Он навещал квартиру родителей, которая сохранилась до сих пор:
Однажды он признался:
— Я сегодня очень кайфую. Я с Одессой не расстаюсь никогда. Я счастлив, что я в Одессе, потому что именно здесь создаю все, чему потом аплодируют.
Как видим, любовь к Одессе и одесситам была взаимной. В Одессе траур. Приспущены флаги с траурными лентами. Одесситы приносят цветы к памятным местам, связанным с великим земляком.
Светлая память светлому человеку…
Для ценителей юмора – несколько цитат из Жванецкого:
Никогда не преувеличивайте глупость врагов и верность друзей.
Если вам говорят, что вы многогранная личность, — не обольщайтесь. Может быть, имеется в виду, что вы гад, сволочь и паразит одновременно.
Если ты споришь с идиотом, то, вероятно, то же самое делает и он.
В конце концов, кто я такой, чтобы не пить?
Выпей, Мишастик, добейся любви без слов.
Алкоголь в малых дозах безвреден в любом количестве.
На коньяке я могу выдать две-три мысли в час.
Одну остроту в десять минут. На водке — три-четыре претензии к правительству и один вопрос к Думе: откуда они? На сухом вине — до изжоги успеваю помрачнеть, очень скверно обо всех подумать. На шампанском — несу чушь довольно далеко и долго.
Оптимист верит, что мы живем в лучшем из миров. Пессимист боится, что так оно и есть.
Ничто так не ранит человека, как осколки собственного счастья.
Ничего страшного, если над тобой смеются. Гораздо хуже, когда над тобой плачут.
Мудрость не всегда приходит с возрастом. Бывает, что возраст приходит один.
Наша свобода напоминает светофор, у которого горят три огня сразу.
Если вам долго не звонят родственники или друзья, значит, у них все хорошо.
Положительные эмоции — это эмоции, которые возникают, если на все положить.
Если появился кто-то, готовый свернуть горы, за ним обязательно пойдут другие, готовые свернуть ему шею.
Настоящее одиночество — когда вы всю ночь говорите сами с собой и вас не понимают.
Физкультура продлевает жизнь на пять лет, но эти пять лет нужно провести в спортзале.
Порядочного человека можно легко узнать по тому, как неуклюже он делает подлости.
Что наша жизнь: не привыкнешь — подохнешь, не подохнешь — привыкнешь.
Лучше с любовью заниматься трудом, чем с трудом заниматься любовью.
Удача улыбается смелым… А потом долго ржет над ними!!!
Легкомыслие — это хорошее самочувствие на свой страх и риск.
Трудно быть последней сукой — вечно кто-то пристраивается сзади!
Как только садишься на диету, рядом тут же кто-то садится жрать.
Лучше промолчать и показаться дураком, нежели заговорить и не оставить на этот счет никаких сомнений.
Любого автомобиля хватит до конца жизни, если ездить достаточно лихо.
Мало знать себе цену — надо еще пользоваться спросом.
Жизнь как рояль: клавиша белая, клавиша черная… крышка.
Высшая степень смущения — два взгляда, встретившиеся в замочной скважине.
Я же говорил: или я буду жить хорошо, или мои произведения станут бессмертными. И жизнь опять повернулась в сторону произведений.
Счастлив ли? В разное время на этот вопрос отвечал по-разному, но всегда — отрицательно.