Главная Новости Польша и Украина могут сотрудничать по СПГ, биометану и водороду
Польша и Украина могут сотрудничать по СПГ, биометану и водороду
— Польша и Украина могут стать воротами для СПГ для всей Центральной и Восточной Европы. Кроме того, мы заинтересованы в поставках водорода и биометана в Европейский Союз, и в настоящее время мы активно изучаем такую рыночную возможность, — говорит Сергей Макогон, президент украинского газотранспортного оператора.
«Северный поток — 2» заблокируют санкции США?
Сергей Макогон: Мы ценим межпартийную оппозицию «Северному потоку-2» в Конгрессе США, которая привела к принятию Закона о PEESA в 2019 году. Государственный департамент США продемонстрировал твердую приверженность полному осуществлению санкций и справедливо пришел к выводу, что «Россия использует экспортные газопроводы для создания зависимости стран и регионов от российских ресурсов, использует их в политических, экономических и военных целях, подрывая безопасность Европы». Пока строительство «Северного потока-2» не будет остановлено, мы приветствуем любые действия США, Европейского Союза, Германии и Польши или любой другой страны, которые привели бы к полной и необратимой остановке этого опасного и вызывающего разногласия газопровода.
Как бы ОГТСУ модернизировало газопроводы в Украине, если бы не был построен «Северный поток — 2»?
Независимо от судьбы «Северного потока — 2», мы хотим модернизировать нашу транспортную инфраструктуру. Международная транспортировка газа — важный элемент нашего бизнеса, но мы также обслуживаем большой внутренний рынок с потенциалом около 30 миллиардов куб. ежегодно. Наша основная цель — поддерживать большую систему, которая позволяет нам максимально эффективно удовлетворять потребности наших клиентов в Европе и Украине. Мощность нашей системы на данный момент составляет 146 миллиардов куб. ежегодно, и мы будем оптимизировать ее с учетом текущего и планируемого уровня поставок. На первом этапе оптимизации пропускной способности этот объем будет снижен до 5–65 млрд куб. м. ежегодно. После 2024 года мы определимся со вторым этапом оптимизации в зависимости от уровня поставок после этой даты. Нет экономического обоснования для поддержания пропускной способности без долгосрочных резервов, и стоимость таких действий для местных сетей будет слишком высокой. Сохранение резервных мощностей для поставок газа из России в Евросоюз или их обеспечение при реконструкции «Северного потока» и «Северный поток-2» не является достаточным бизнес-аргументом для ОГТСУ.
Как обстоят дела с реформами газового сектора в Украине? Какие основные препятствия на их пути сегодня?
Реформа газового рынка в Украине — одна из самых важных реформ в целом. Европейская комиссия регулярно оценивает прогресс в законодательстве нашей страны. Как оператор передающей сети мы можем отметить работу более 700 трейдеров на внутреннем рынке и почти 100 импортеров, поставляющих сырье в Украину. В этом году в Украине хранится 10 миллиардов кубометров газа иностранных торговцев, использующие краткосрочные механизмы и специальный таможенный режим. Мы видим, как отдельные поставщики пытаются получить доступ к промышленным и бытовым клиентам. Однако еще предстоит решить несколько проблем. Тем не менее, газовая реформа продвигается вперед. ОГГТУ должен обеспечить свою финансовую устойчивость и все льготы, уже используется нашими партнерами. Украинское государство должно не допускать накопления долгов на всех уровнях.
Каковы отношения с иностранными инвесторами в газовую инфраструктуру в Украине?
ОГТСУ — государственная компания. Минфину принадлежит 100 процентов его акций. Структура собственности определяется государственной политикой и в настоящее время подлежит определенным ограничениям. Применимый тариф на передачу покрывает все операционные и инвестиционные расходы. В ближайшее десятилетие мы хотим потратить около 1,5 миллиарда долларов на модернизацию газопроводов. Тем не менее, ОГТСУ приветствует интерес международных инвесторов. Если окажется, что этот тип партнерства стратегически изменит судьбу системы передачи и предоставит уникальные гарантии передачи или внесет вклад в повышение безопасности энергетического сектора в Украине, мы готовы к таким переговорам и приложим усилия для политической поддержки, чтобы изменить ограничения, о которых я говорил.
Какие есть альтернативные источники поставок газа через Украину?
В настоящее время российский «Газпром» имеет полную монополию на доступ к экспортным газопроводам, по которым газ поступает в нашу транспортную систему через восточную границу Украины. У ОГТСУ достаточно свободных транспортных мощностей, и он может транспортировать газ из Средней Азии или от других российских поставщиков, таких как Новатэк, Роснефть или Лукойл. Европейская комиссия признает, что нынешнее положение дел серьезно ограничивает конкуренцию, и недавно опубликовала подробный отчет о рыночных потрясениях в России. Мы заинтересованы в создании новых бизнес-моделей, например, связанных с СПГ, которые могут поступать в Польшу, а затем в Украину для хранения и продажи со складов на Днепре. Я считаю, что Польша и Украина могут стать воротами для СПГ для всей Центральной и Восточной Европы.
Что будет с временным соглашением между Еврокомиссией-Украиной-Россией, если россияне не будут использовать полную мощность, установленную в этом соглашении?
Новый контракт на передачу включает пункт «отгрузка или оплата», поэтому мы получаем платежи на основе резервирования мощности, а не на уровне физических поставок. Например, резерв в 2020 году составил 65 миллиардов куб. в год, но мы физически прокачиваем только 55-56 миллиардов куб. из России.