Главная Новости Запад может повторить в Молдове белорусский сценарий – молдавский эксперт
Запад может повторить в Молдове белорусский сценарий – молдавский эксперт
15 ноября в Молдове состоится второй тур президентских выборов, на котором граждане будут выбирать между действующим президентом Игорем Додоном, который поддерживает углубление отношений с Россией и ЕАЭС, и его прозападным оппонентом Майей Санду. Как предупреждал ранее глава Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин, возможная победа Додона не устраивает Запад, а потому США готовят для республики «революционный» сценарий после объявления результатов выборов. «Нестабильность и хаос» в стране в случае избрания Санду спрогнозировал в обращении к избирателям сам действующий президент. Кто в итоге станет президентом Молдовы, и что за этим последует, в интервью «Евразия.Эксперт» оценил политолог, доктор философии, член Совета гражданского общества при президенте Молдовы Борис Шаповалов.
– Голосование 1 ноября не смогло определить явного лидера в президентской гонке в Молдове, а потому 15 ноября страну будет ждать второй тур выборов. Каковы ваши ожидания от него?
– Сегодня очень сложно делать какие-либо прогнозы. Ситуация каждый день меняется. Видно, что иностранные партнеры Молдовы – посольства США, Румынии, Евросоюза активно прикладывают руку к тем процессам, которые происходят в Молдове.
Да, результаты первого тура были неожиданными. Мы предполагали, что в первом туре никто не одержит победу, потому что и на поле Майи Санду, и на поле Игоря Додона были кандидаты-спойлеры. Они оттягивали у них определенное количество голосов, что не позволяло им тогда одержать победу. Хотя если бы левый электорат был объединен (а итоги первого тура показали, что это 56%), и они консолидировано голосовали за Додона, все решилось бы в первом туре. Но произошло то, что произошло.
Додон по итогам первого тура отстает от Санду, но это ни о чем не говорит. Почему? Санду выиграла практически весь потенциал правого электората. Это 5-6%. Если она что-то и может, то добавить 10%, чего для победы явно недостаточно. А у Додона какие-то шансы на победу остаются.
Конечно же, не весь электорат, который голосовал за левых кандидатов – лидера «Нашей партии» Ренато Усатого и представителя партии «Шор» Виолетту Иванову – проголосует за Додона. Но значительная часть этих людей все же сделает это, потому что Додон по своим идеям, по мировоззрениям, по ценностным ориентирам ближе к левому электорату, чем Санду.
Ожидаем тяжелую борьбу, ожидаем оспаривание результатов выборов. И та, и другая стороны к этому очень внимательно готовятся.
– США планируют организовать «цветную революцию» в Кишиневе, если президент Додон будет избран на второй срок, заявил руководитель Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин. На Ваш взгляд, насколько велик такой риск?
– Не исключен тот вариант, который был в Белоруссии. Судя по тому, что делают наши западные партнеры, они готовятся к тому, чтобы Додон не смог победить. Если даже он победит с минимальным перевесом, они сразу же включат свою заезженную пластинку, которую использовали уже во многих странах – что выборы сфальсифицированы и так далее. Это старая тактика. Она беспроигрышна для организации каких-либо революций.
У нас ситуация осложняется, потому что лидер «Нашей партии» Ренато Усатый на днях заявил о том, что во втором туре поддержит Майю Санду. Он призвал своих избирателей бороться с Додоном. Но это не означает, что весь электорат будет выполнять его указания, просьбы и так далее. В партии Усатого очень много людей русского и украинского происхождения, которые не будут голосовать за кандидатов с европейскими взглядами, за Санду. Поэтому этот электорат пойдет голосовать за Додона. Борьба будет идти за каждый голос – это однозначно. Потому что каждый голос будет решающим и определяющим.
– Санду хочет создать Европу внутри Молдовы. Игорь Додон в связи с этим высказал свою позицию, заявив, что этого у нее не выйдет. «У неё нет такой возможности, нет поддержки в парламенте, нет способностей изменить ситуацию к лучшему». Кто такая вообще Санду?
– Санду – воспитанница Фонда Сороса. Через фонд она попала в США. Говорят, что она работала во Всемирном Банке. Ее целенаправленно готовили, как это обычно делают. Как правило, определенные американские, западные структуры отбирают людей, готовят и внедряют в систему госуправления.
С 2012 по 2015 гг. Санду работала министром образования в правительстве Влада Филата. Она была в составе 4 правительств. В прошлом году она 5 месяцев была премьер-министром. В ноябре 2019 г. она вынуждена была уйти в отставку. В 2016 г. она проиграла Додону президентские выборы. Теперь ее задача – стать президентом.
Она абсолютно управляемый человек. Все ее окружение – воспитанники западных фондов.
То есть, они прошли этап школы, стажировки. Она управляемый из американского и румынского посольств человек. Румынское посольство здесь является воплотителем воли своих американских старших партнеров, образно говоря, отвечает за Молдову.
– Если Додон не переизберется, ускорится ли процесс вступления Молдовы в ЕС или НАТО?
– Нам уже понятно, что будет попытка. Санду уже заявляет, что она будет бороться за досрочные [парламентские] выборы, но это фикция. Почему? Потому что поступило заявление лидера Демократической партии Павла Филиппа, который сказал, что они на второй день после выборов выходят из состава коалиционного с социалистами правительства. То есть, они ведут дело к тому, чтобы нужно было утверждать новое правительство. Они будут формировать новую парламентскую коалицию: вряд ли сохранится это парламентское большинство. Филипп встречался с послами США и Румынии. Он провел заседание высшего руководства своей партии и озвучил такое решение.
Спокойной жизни не будет однозначно. Будет политический кризис, попытка еще чего-то. Никакое вступление в ЕС стране не грозит.
Еще несколько лет назад ЕС принял решение, что до 2025 г. вопросы расширения ЕС рассматриваться не будут. Ради какой-то маленькой Молдовы никто никаких исключений не сделает. Там есть более весомые кандидаты на членство в ЕС, стоящие впереди.
Скорее всего, попытаются втянуть сюда НАТО – все эти программы Восточного партнерства предназначены прежде всего для проведения политики НАТО, евроатлантизма.
– А с какими надеждами молдаване идут на выборы? Каковы их запросы и требования?
– Наше общество давно расколото. Большинство все-таки выступает за дружбу с Россией, за поддержание политических, социально-экономических отношений с ней. Эту политику олицетворяет партия социалистов, не президент Додон. Меньшая часть населения настроена на западный вектор, хотя нас на Западе никто не ждет и никто не собирается принимать. Тем не менее, эта пропагандистская фишка существует.
Мы видим на примере Украины, что там происходит. И когда страну поставили перед выбором и они получили полный развал, разлад, нам это понятно и видно. Но, тем не менее, они [прозападное лобби] работают более мощно и сильно.
У нас 102 крупные НПО, которые финансируются западными фондами. Они давно и активно работают, они внедрены во все правительственные структуры. Они негласно поддерживают и финансируют кампанию Санду. Опубликованы данные, цифры – все это есть в открытом режиме. Открыто работают западные фонды, европейские фонды за демократию. Румынские государственные структуры финансируют свои газеты, свои телеканалы. Все это действуют на развал страны.
– Госсекретарь США Майк Помпео и министр иностранных дел Румынии Богдан Ауреску на консультациях в Вашингтоне обсудили роль газопровода «Яссы-Кишинев» для энергетической безопасности Молдавии. Насколько выгоден этот проект Кишиневу?
– Газопровод не достроен и не решает проблему обеспечения газом. Он охватывает всего лишь близлежащий регион. Это не вся Молдова. Какая там энергетическая безопасность! Ясно, что газ будет дороже. Для того чтобы оторвать какую-то страну от Российской Федерации, они делают все возможное. Молдаване будут платить в два раза дороже.