Главная Новости На чью сторону встанет Иран в Карабахе?
На чью сторону встанет Иран в Карабахе?
Рассмотрим позицию Ирана в отношении Карабахского конфликта и его участников.
Иран единственная страна, которая имеет общую границу и с Арменией, и с Азербайджаном, и, собственно, с Нагорным Карабахом. Официальная позиция Ирана основана на нейтралитете и желании скорейшего прекращения огня. Однако, после падения двух азербайджанских ракет в районе иранского Ходаферина Тегеран перешел на более жесткую риторику, заявив, что в случае повторного попадания чьих-либо ракет на территорию персидского государства, страна будет вынуждена вмешаться, чтобы обеспечить собственную безопасность.
Но на чьей стороне вмешаться? Внутри исламской республики расходятся мнения по поводу поддержки той или иной стороны в конфликте. Министерство иностранных дел держит нейтралитет. А вот в высшем совете национальной безопасности жестко пресекаются какие-либо телодвижения в сторону Армении. Его члены выступают в поддержку Азербайджана.
Ситуация очень непростая. Дело в том, что Иран исторически связан родственными отношениями с Азербайджаном, имеет общую с ним историю и исповедует одну религию, и там и там живу шииты. Так что выступать на стороне Баку персам, казалось бы, логично и закономерно. Но в последние годы отношения между Ираном и Азербайджанской республикой уже не те.
Во-первых, Азербайджан является братским государством для Турции, что никак не может нравиться Тегерану, который на протяжении многих лет воевал с Османской империей. Иран и Турция занимают противоположные позиции в сирийском конфликте и по ряду других вопросов. Персы не хотят укрепления влияния Анкары ещё и на южном Кавказе. Турецкая республика входит в НАТО, чей главный участник в лице США считает Иран своим главным врагом.
Во-вторых, Баку установил очень тесные отношения с Израилем, который Иран считает своим врагом номер один. Баку, между тем, является одним из крупнейших импортеров израильского оружия. До 60% вооружения идут из Израиля, а не из Турции, как многие думают, и не из России.
В-третьих, экономические отношения двух государств ухудшились из-за американских санкций против Ирана. С 2010 по 2012 годы азербайджанцы выгнали с внутреннего рынка большую часть иранских бизнесменов и инвесторов, пытавшихся избежать экономических санкций США. Азербайджан закрыл сотни иранских заводов на своей территории.
В-четвертых, Анкара в любом случае будет поддерживать Азербайджан. Верность этому курсу подтверждается турецкими боевиками, которые находятся на территории Азербайджана. Турки – сунниты и на этой почве у турецких боевиков уже начались разногласия во взаимоотношениях с местным шиитским населением. От присутствия турецких боевиков на территории Азербайджана Иран радости не испытывает.
В то время, пока отношении Тегерана и Баку ухудшаются, Тегеран и Ереван, напротив, стали близко сотрудничать в самых разных сферах, начиная со строительства моста через реку Аракс между Арменией и Ираном и заканчивая газопроводом. Тесное сотрудничество этих двух стран связаны с изоляцией Ирана. К тому же, на территории персидского государства проживает одна из самых больших армянских общин, которая и поспособствовала установлению дружественных и близких отношений с Ереваном.
Казалось бы столько минусов в отношениях Ирана с Азербайджаном с одной стороны и соседские отношения с Армении с другой. Так почему бы исламской республике не выступить на стороне Еревана?
Во-первых, открытая поддержка Армении означает для иранцев предательство братьев-мусульман.
Во-вторых, огромная региональная группа иранских азербайджанцев, более 20 миллионов, населяют так называемый Восточный Азербайджан на территории исламской республики вблизи города Ардебиль. Они выступают за военную поддержку Азербайджана и даже уезжают туда добровольцами. Если Тегеран станет открыто на сторону Армении, то возможны конфликты со стороны иранских азербайджанцев в контексте присоединения Восточного Азербайджана к, собственно, Азербайджанской республики. Это уже было, между прочим, в восьмидесятых годах.
В связи с этим иранское правительство придерживается позиции нейтралитета, опасаясь дестабилизации ситуации внутри страны. Тегеран не выступает на стороне Еревана открыто, хотя на территории Армении уже была замечена иранская военная техника.
Подытожим. На самом деле для Ирана уже не так важны идеологические факторы, чтобы выступать на стороне Азербайджана. Формулировка – предательство братьев-мусульман – уже не настолько вдохновляется Тегеран. Особенно, после подписания рядом арабских государств так называемого арабского мирного договора с Израилем. Иран волнует защита национальных интересов, а вмешиваться в Нагорном Карабахе Хасан Рухани не будет до последнего, то есть, до момента нарушения территориальной целостности Ирана.
Свои предложения по урегулированию ситуации в Карабахе Тегеран уже выдвинул. Это, так называемый, формат 3+3. Россия, Иран, Турция + Армения, Нагорный Карабах, Азербайджан. Суть заключается в сотрудничестве России, Турции и Ирана для мирного урегулирования конфликта в Карабахе, наподобие Астанинского мирного договора по Сирии. Но Карабах – непризнанная в мире республика и не может быть субъектом переговоров. Как и представители ДНР и ЛНР в минских переговорах.
Исламской республике не нужна эта война, так как у неё множество своих внутренних проблем. И, несмотря на общую религию, неоднозначные отношения с Азербайджаном. А потому Тегеран настроен на мирное урегулирование конфликта, в то время как Турция идёт на всё большее обострение.