Now Reading
Государство установило контроль над ключевым портом Дальнего Востока

Государство установило контроль над ключевым портом Дальнего Востока

Владивостокский морской торговый порт (ВМПТ) является самой крупной стивидорной компанией в регионе Дальнего Востока. За 2019 год его грузооборот составил 11.5 млн. тонн. Особая уникальность ВМПТ состоит в том, что он способен переваливать важные контейнерные грузы, следующие из юго-восточной Азии в Европу.

Учитывая тот факт, что правительство Мишустина-Белоусова нацелено существенным образом нарастить транзитные контейнерные перевозки с целью получения государством дополнительного дохода, ВМПТ является ключевым портом в транзитном трафике.

Владивостокский морской торговый порт (ВМПТ) принадлежит группе Fesco. Рассмотрим подробнее данную компанию. Выделим ключевых (на сентябрь 2020 г. акционеров):

  • 32.9% — группа «Сумма» (Зиявудин Магомедов)
  • 23.8% — TPG Group (Марк Грабер, приятель Магомедова)

Таким образом, эти две компании обладали контрольным пакетом акций ВМТП. В марте 2018 года Магомедов был задержан по подозрению в организации ОПС и хищении многомиллиардных сумм. На текущий момент Магомедов находится под стражей уже на протяжении 2,5 лет.

В октябре этого года долю в 23.8% TPG Group выкупила некая «группа инвесторов», у которой после сделки оказалось 33.9% акций компании.

В это же время сменился президент Fesco. Новым руководителем стал Аркадий Коростелев. Магомедов заявил, что назначении прошло вопреки всем корпоративным правилам группы Fesco.

Помимо этого, сменился генеральный директор ВМТП. Вместо Заирбека Юсупова (человек Магомедова) на должность был назначен Роман Кухарук.

В начале ноября новый президент Fesco Аркадий Коростелев обратился к «Росатому» с предложением начать сотрудничество. Как сообщает РБК, «Росатом» станет управляющим Восточного морского торгового порта с января 2021 года. Таким образом, государство получит полный контроль над крупнейшим перевалочным хабом региона.

Также здесь интересен следующий момент. В конце прошлого года Росатом приобрел долю в 30% в крупнейшем контейнерном операторе — группе «Дело». Таким образом, «Росатом» устанавливает контроль над всей цепочкой контейнерных перевозок: корабль, порт, железная дорога.

Учитывая тот факт, что транзитные контейнерные перевозки между Европой и Азией ожидает бурный рост, установление контроля государства над этой важнейшей сферой выглядит более, чем логично.

Анализируя те события, которые происходят в отрасли, можно сделать следующий вывод. Создаваемая Белоусовым «РЖД логистика» сосредоточится непосредственно на наземных перевозках. Маршрута здесь два: напрямую из Китая, либо через Казахстан, в зависимости от региона отправления.

В это же время группа «Дело», аффилированная с государством, займется смешанным типом перевозок. Из Китая, Японии, Южной Кореи и т.д. грузы будут приходить морем во Владивосток, откуда по железной дороге направятся в Европу. То есть, если «РЖД Логистика» будет доставлять контейнеры исключительно из Китая, то «Дело» возьмет также корейские и японские маршруты.

ВМПТ также важен с точки зрения развития Северного Морского Пути. В настоящий момент «Росатом» выбирает логистический хаб, который будет восточной точкой СМП. Ранее называлось два варианта: Камчатка и Сахалин. Теоретически подобной точкой мог бы стать и Владивосток. Но это пока что только предположение. На мой взгляд, куда логичнее было бы создать хаб на Камчатке. Как будет дальше — посмотрим.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить интересные новости: Подпишитесь