Несколько месяцев назад венесуэльский танкер под названием Ayacucho сменил флаг на российский и стал называться «Максим Горький». Место приписки также поменялось на Санкт-Петербург.
«Максим горький» стал одним из крупнейших танкеров, ходящих под российским флагом. Он относится к классу VLCC (Very Large Crude Carrier) и вмещает максимальный для этого класса объем нефти в 320 тысяч тонн, что в переводе на баррели – более 2 миллионов 300 тысяч баррелей. Владельцем танкера стала компания «Трансокеания», находящаяся под санкциями за работу в Крыму. Соучередителями компании стали российский «Совфрахт» и Национальный институт водного хозяйства Венесуэлы.
В настоящий момент готовится новая сделка. Флот компании «Трансокеания» предполагается пополнить еще двумя танкерами, а застраховать их планируется в Крыму на общую сумму в 300 миллионов долларов или же по текущему курсу на 23 миллиарда рублей.
Россия плотно берется за логистику венесуэльской нефти, выстраивая вертикально интегрированную структуру. Россия через госкомпанию Росзарубежнефть контролирует 70 % добычи нефти в Венесуэле через совместное предприятие с венесуэльской госкомпанией PetroMiranda.
В нынешний кризисный момент добыча черного золота в Венесуэле упала до минимума. Сейчас она составляет всего лишь 350 тысяч баррелей в сутки. Это очень мало. Для сравнения в Сирии, где запасы нефти вообще минимальны, до войны добывалось 400 тысяч баррелей в день. А Венесуэла – это страна самыми большими запасами нефти в мире. Но мировая экономика рано или поздно восстановится и тогда Венесуэла сможет выйти на докризисные показатели, когда с учетом всех санкций добыча составляла 1,2 миллиона баррелей в сутки. Не самое большое значение для нефтяной страны, но хоть что-то. Соответственно, Россия из этой цифры имеет возможность контролировать добычу в 840 тысяч баррелей.
Встает вопрос логистики. Основной рынок сбыта для венесуэльской нефти – это Юго-Восточная Азия. Раньше 80 % черного золота шло в США, но Уго Чавес лишил Вашингтон этой кормушки. Россия собирается выстраивать транспортные процессы работы с санкционной Венесуэлой через санкционный Крым.
Теперь рынок сбыта. Здесь основных вариантов два:
- Это Китай, который закупает сырую венесуэльскую нефть.
- Это Индия. И тут все интереснее. Венесуэльское черное золото направляется на НПЗ второй по мощности нефтяной компании Индии под названием Nayara Energy, 49 % которой принадлежит «Роснефти». Там нефть перерабатывается в нефтепродукты и направляется на индийские АЗС, то есть на внутренний рынок Индии. Помешать этому процессу санкциями нереально.
Таким образом, Россия извлекает прибыль сразу в трех проектах:
- непосредственно при добыче и продаже сырой нефти;
- при ее транспортировке;
- при ее переработке и реализации на АЗС.
Таким образом, Россия убивает не двух, а целое стадо зайцев. Утирает нос Западу с его санкциями, помогает дружественной Венесуэле реализовывать нефть в обход американских санкций, зарабатывая на этом хорошие деньги, производит денежные вливания в бюджет, соответственно, и в развитие санкционного Крыма, затыкает рот либералам, которые кричали – зачем нам этот «монстр» (танкер), деньги на ветер. Ну и наконец, пополнение казны налогами, ведь все компании участвующие в схеме российские.